Елизавета понимала, что до тех пор, пока Мария будет жива, покоя не будет и заговоры будут следовать один за другим. В 1584 году Трокмортон, заподозренный в сношениях с заключенной, перед казнью признался, что хотел в союзе с герцогом Гизом и Испанией свергнуть с престола Елизавету, уничтожить в стране протестантизм, восстановить католичество и освободить Марию. В следующем году был казнен член нижней палаты Парри, который был заподозрен в том же. После этого лорд Шрузбери, который в течение пятнадцати лет возглавлял охрану Марии, был заменен пуританином Полетом. В 1586 году парламент издал новый приказ, лишавший прав на престол всех тех, кто подстрекает к восстаниям против существующего строя. Закон этот также был направлен непосредственно против Марии Стюарт. Тогда из Реймса во Франции, где находился руководящий центр английской контрреформации, приехал офицер Севедж с целью убийства Елизаветы. В Англии к нему примкнул Бабингтон, организовавший заговор для освобождения Марии и возведения ее на трон. Но полиция Елизаветы открыла и этот заговор. Теперь у Марии отобрали все бумаги и перевели ее в замок Фотерингей, недалеко от Лондона. Решено было судить ее на основании последнего парламентского закона. Была составлена судебная комиссия из сорока знатных присяжных и пяти верховных судей. Мария отказалась признать суд законным. Ее обвиняли в соучастии с Севеджем и Бабингтоном в покушении на жизнь Елизаветы. Доказательством обвинения служили: признания заговорщиков перед казнью и показания ее секретарей Но и Керля. Последние сидели в тюрьме, Мария требовала очной ставки с ними, но ей в этом было отказано. Мария защищалась сама, без адвокатов, причем вела защиту удачно и с достоинством. Она призналась в сношениях с представителями иностранных государств, в своих попытках завоевать себе свободу, в сношениях с заговорщиками, но решительно отрицала какое-либо участие в покушениях на жизнь Елизаветы. Несмотря на это, 25 октября 1586 года суд вынес ей смертный приговор за покушение на жизнь английской королевы. Мария выслушала приговор спокойно. Парламент утвердил приговор и просил Елизавету о скорейшем приведении его в исполнение.

Но Елизавета медлила со своей подписью. В начале 1587 года опять появились слухи о заговоре и о приготовлениях Испании и Франции к нападению на Англию. Кроме того, ряд держав ходатайствовал о помиловании Марии. Вопрос о казни Марии сделался особенно острым. Елизавета ясно дала попять лицам, ответственным за охрану Марии, что при помощи яда они могли бы избавить свою королеву от неприятной обязанности подписания приговора. Но начальник охраны Полет с негодованием отверг предложенную ему «честь». После этого Елизавета подписала приказ о казни и велела государственному секретарю Девисону поставить печать, но не дала при этом прямого указания о немедленном исполнении приказа. Тогда члены государственного тайного совета, видя колебания королевы, сами отдали шерифу приказ о приведении приговора в исполнение. Мария была казнена 8 февраля 1587 года, причем проявила исключительную твердость духа и сама положила голову под топор палача. Елизавета после казни Марии разыграла комедию. Она рыдала, надела траур и уверяла, что

Мария решила поправить свое шаткое положение в стране новым браком. Рассчитывая после смерти Елизаветы занять английский престол, она не хотела вступать в брак, который не был бы одобрен последней. Но Елизавета отклоняла все намечавшиеся Марией партии и предложила ей вступить в брак со своим любовником, лордом Дэдлеем (Лейстером). Мария приняла это предложение за оскорбление и вышла замуж за своего дальнего родственника, двадцатилетнего Генриха Стюарта (лорда Дарнлея), который, будучи внуком сестры Генриха VII, также имел права на английский престол. Дарнлей тоже был католиком, и этот брак еще больше восстановил против Марии шотландских протестантов. Поддерживаемые Елизаветой вельможи-протестанты подняли против Марии восстание, но скоро были разбиты и бежали в Англию.

предпочел ему драматическую обработку трагической судьбы испанского инфанта. По-видимому, причины этого следует искать в том, что для драматурга «бури и натиска», ищущего в истории прежде всего конфликтов и героев, созвучных его политическим устремлениям, судьба Марии Стюарт, бывшей знаменем англо-шотландской контрреформации, никак не могла представляться интересной. В «Дон Карлосе» и в обоих крупных исторических сочинениях Шиллера – о нидерландской революции и о Тридцатилетней войне – соперница Марии Стюарт, Елизавета, рассматривалась как сторонница «партии свободы», как опора реформации, словом, как деятельница исторически прогрессивная. В написанном одновременно с «Дон Карлосом» стихотворении «Непобедимый флот» (1786) Шиллер воспевает Елизавету как главу,«свободной партии в Англии», уничтожением испанской «армады» спасшую реформацию и свободу от деспотизма и контрреформации Филиппа II. В свете подобной оценки исторической роли Елизаветы становится понятным, что тема казни шотландской королевы – врага реформации, не могла привлечь молодого драматурга «бури и натиска».

«Марию Стюарт» Шиллер писал около года. Он приступил к работе над драмой в апреле 1799 года и закончил ее в мае 1800 года. Самый сюжет не был для него новым. Еще в 1782 году в Бауэрбахе он намеревался написать трагедию о шотландской королеве Марии Стюарт и усердно изучал исторические сочинения, в частности труд английского историка Кемдена «Анналы царствования Елизаветы». Но, ознакомившись с этими материалами, Шиллер оставил мысль о создании драмы на задуманную тему и принялся за «Дон Карлоса». Сам Шиллер нигде не объяснял, почему он оставил сюжет о шотландской королеве и

В характеристике эпохи реформации и контрреформации, особенно же в характеристике Марии Стюарт и в оценке роли Елизаветы в казни шотландской королевы, Шиллер опирается на указанное сочинение Архенгольца, который излагает историю Марии Стюарт следующим образом: Яков V, король Шотландии, умирает в 1542 году; Мария родилась всего за несколько дней до его смерти. Парламент Шотландии объявил регентшей его вдову, тоже Марию, урожденную Гиз, из тех Гизов, которые во Франции возглавляли католическую лигу. По инициативе регентши парламент дает согласие на брак маленькой Марии с дофином Франции Франциском. Пятилетнюю девочку отправляют во Францию и воспитывают при роскошном дворе Екатерины Медичи. Когда ее обвенчали с дофином, ей было всего пятнадцать лет. По совету кардинала Гиза Франциск и Мария приняли титул короля и королевы Англии на том основании, что Мария приходилась внучкой старшей сестре Генриха VIII.

Франциск вступил на французский престол в 1559 году, но через два года умер. Наследником престола был объявлен его младший брат Карл IX, но ввиду его несовершеннолетия правление страной взяла на себя его мать, Екатерина Медичи. За это время в Шотландии скончалась регентша, и Мария, жившая не в ладу с Екатериной, вернулась на родину, где была радостно принята народом. Но перед девятнадцатилетней королевой Шотландии с самого начала ее царствования нависла серьезная угроза, так как вельможи-протестанты встретили королеву-католичку в штыки. Помимо того, явные политические симпатии Марии к Франции, ее родственные связи с главарями католической лиги и вдобавок к этому легкие нравы при ее дворе, которые казались Марии естественными, поскольку она выросла при дворе Екатерины Медичи, восстанавливали против нее не только вельмож-протестантов, но и вообще всех чопорных фанатиков-пуритан. Мария пыталась сблизиться со своей родственницей английской королевой Елизаветой и просила свидания с ней. Елизавета же, которая тайно поддерживала недовольные Марией группировки в Шотландии, не отказывалась от свидания, но и не назначала определенного срока. Джеймс Мельвиль, посланный Марией в Лондон для переговоров о свидании с английской королевой, убедившись в неискренности последней, по возвращении в Шотландию убеждал Марию не доверять ласковым, но лживым обещаниям Елизаветы.

Казнь произошла против ее воли. Но это лицемерие было слишком явным, чтобы оно могло кого-нибудь обмануть. Таков исторический материал, который послужил основой для драмы «Мария Стюарт».

Но в 1799 году, в период поисков сюжета для аналитической драмы, Шиллер вновь обращается к истории Марии Стюарт, которая давала ему возможность поставить в центре внимания столкновение сильных человеческих страстей и коллизию, вытекающую из уже свершившегося действия, оставшегося за пределами трагедии.

Основные черты характера главной героини своей новой драмы Шиллер определяет в письме к Гете от 18 июня 1799 года следующими словами: «Моя Мария не будет возбуждать лирические чувства, это не входит в мои планы; я хочу сделать ее настоящей женщиной, а патетическое выразится скорее в общей глубокой растроганности, а не в личном и индивидуальном сочувствии. Она не испытывает нежности сама и не возбуждает ее, ее судьба – переживать и зажигать сильные страсти».