Отдавая дань романтическим сюжетам Гражданской войны писатели в этих лучших своих произведениях одновременно показывали бесчеловечность Гражданской войны, прославляли народные (общечеловеческие) ценности. Михаил Шолохов написал интересный рассказ «Жеребёнок» по мотивам Гражданской воны. В этом рассказе мы наблюдаем как люди малообразованные, невежественные, «одичавшие» от многолетней бойни проявляют свои человеческие качества – любовь к животным (лошади).

У лошади красногвардейца Трофима родился жеребёнок. Но это несчастное создание родилось не в то время «Нашла время, нечего сказать», c горькой обидой произнёс Трофим своей кобыле. Эскадронный приказал «пристрелить» жеребёнка. Трофим не смог этого сделать.

Неведомо жеребёнку, что он появился на свет в смертельно тяжелое время, но своим появлением растопил, закаленное суровостью в неуёмном пожаре войны, сердце эскадронного : Черт с ним! Пущай при матке живёт. И командующий титьку сосал, и мы сосали, раз обычай такой, ну, и шабаш!

Жеребёнок всюду таскался за своей матерью, рыжей кобылок, и даже в боях он не отбегал, а топтался здесь же, среди страшного убийства людей, свиста пуль, но природа брала своё, он искал защиты рядом с матерью. И своим присутствием он «наводит панику в бою… гляну на него, и рука дрожит… рубить не могу, вид у него домашний, а на войне подобное не полагается…» Это маленькое существо даже в страшном жестоком бою будит в людях сердечность, доброту, «сердце из камня обращается в мочалку…».

Жеребёнок был рядом с матерью даже, когда переправлялись через реку. Трофим наблюдал как плыл он толчками, то высоко выбрасываясь их воды, то окунаясь так, что едва виднелись ноздри. И когда жеребёнок жалобно заржал, то не выдержал Трофим, этот крик полоснул его по сердцу, « пять лет войны сломало, сколько раз смерть по-девичьи засматривала ему в глаза, и хоть бы что, а тут побелел до пепельной синевы, и ухватив весло, направил лодку против точения, туда где в коловерти кружился обессилевший жеребёнок.

Это маленькое существо не оставило равнодушным ни одного бойца, и когда Трофим бросился за уже раненым жеребёнком, оставив свою кобылу, на другом вражеском берегу, офицер в парусиновой рубахе гаркнул: «Прекратить стрельбу!»

И пока Трофим вытаскивал жеребёнка ни один выстрел не раздался. И даже когда уже подстреленный на берегу Трофим корчился от боли офицерской пули, «и жесткие посиневшие губы, пять лет не целовавшие детей, улыбались и пенились кровью».

В рассказе Бабеля «Конармия» в новелле «История одной лошади» автор показывает привязанность Хлебникова, командира первого эскадрона, к белому жеребцу. Начдив Савицкий забирает у Хлебникова его коня и в замен даёт вороную кобылёнку. Обиженный Хлебников «держал кобылёнку в чёрном теле, жаждал мести « за своего жеребца. Он даже написал прошение начальнику штаба о возращение ему своего коня, настолько полюбившегося Хлебниковым. И когда Савицкий всёже не вернул ему коня, обиженный до глубины души Хлебников, разгневанный такой несправедливостью, пишет заявление о выходе из Коммунистической партии. В этом заявлении написано было очень много: «Коммунистическая партия – основана, полагаю, для радости и твёрдой правды беспредела… «. Он объяснял какой ценой дался ему жеребец, как он его выхаживал, сколько положил сил.

Автор рассказа показывает как в такое жестокое, смертельное время человек находит силы проявлять душевные качества – «я есть до серых коней охотник и положил на них силы…», «я могу чувствовать его бессловесную нужду …», «писать это заявление со слезами, которое не подобает бойцу, но текут бесперечь и секут сердце, засекая сердце в кровь…» Обида за несправедливо взятую у него лошадь, переполняла человека на столько, что Хлебников даже освидетельствовался в медкомиссии и ушёл из армии как инвалид.

Так в рассказах Шолохова и Бабеля были показаны через Трофима и Хлебникова настоящие человеческие, душевные качества, которые проявлялись у людей даже в такое страшное, жестокое время Гражданской войны.

Михаил Александрович Шолохов пришел в литературу с яркими, самобытными и суровыми произведениями о гражданской войне. Революция взломала и перевернула старый мир, и из глубины общества к свету, творчеству, созиданию нового вышли миллионы отвергнутых старым миром людей, утверждавших теперь свое право не только на существование, но и на мир, и на землю, и на свободу, и на труд. Этот новый строящийся мир оказался жестоким к тем, кто лишился богатства и привилегий, и потому цепляющимся за все, что было в прошлом в их руках: за собственность, власть, души людские.

На Дону, как и по всей России, новое схлестнулось со старым в смертельной схватке. Красные, по представлению многих станичников, «вторглись в казачий исконный быт врагами, жизнь дедову, обычную, вывернули наизнанку, как порожний карман» («Чужая кровь»). Но уже пробивались и утверждались, насаждались и укреплялись новые мысли и чувства, новые отношения между людьми. С обидой неизбывной, «как полынь на ветру», живет старый Гаврила. Кажется, все пропало: «...ломала скотина базы, гнили стропила раскрытого бурей катуха», когда стало понятно, что сын не вернется, сгинул он вместе с войском Деникина, отступающим к Новороссийску. Но человеческое сердце способно на многое, и постепенно «прикипело» оно к спасенному и выхоженному продразверстнику. Простой парень, рабочий-большевик вовлекает стариков в новую жизнь.

В рассказе «Червоточина» показана диаметрально противоположная ситуация. Из зажиточной семьи уходит младший сын Степка в ряды комсомольцев. Мучается парень, когда видит жадность и злобу отца. Их пути все больше и больше расходятся. «Откололась от него семья!» И чувствует Степка, что «в сердце нет уже ни прежней кровной любви, ни жалости к этому беспощадному человеку, который зовется его отцом». Гибнет же Степка со святой верой во всеобщее счастье.

Никого не обошла эта жестокая борьба. В нее втянуты все: старики, женщины, дети. Диву даешься, как кто-то мог уцелеть в этой кровавой мешанине («Нахаленок»). В рассказе «Шибалково семя» Шолохов показывает, что жизнь идет вперед независимо от катастроф. Ее невозможно остановить, она мудрее любых людских теорий. Дети рождаются даже в перерывах между сражениями, жизнь торжествует над смертью. Она учит гуманизму самых завзятых вояк.

«— За ноги его да об колесо! Что ты с ним страдаешь, Шибалок? — говорили, бывало, казаки.

А мне жалко постреленка до крайности. Думаю: «Нехай растет, батьке вязы свернут — сын будет власть советскую оборонять. Все память по Якову Шибалку будет, не бурьяном помру, потомство оставлю...» Заканчивается рассказ пророческой фразой: «Он у нас трошки из большевиков, кусаться — кусается, нечего греха таить, а слезу из него не вышибешь!..»

Впоследствии в своих произведениях о Великой Отечественной войне Шолохов покажет стойкость и героизм этих людей, рожденных гражданской войной, выросших в трудные годы социалистического строительства. Именно это поколение отстояло и сохранило свободу и независимость в смертельной схватке с фашизмом. А истоки и сила этого героизма там, в гражданской войне, так гениально показанной Шолоховым.

Похожие сочинения

  1. Мои рассуждения над рассказом Шолохова «Судьба человека»
    Судьба… Загадочное слово, над смыслом которого я часто задумываюсь. Что есть судьба? Жизнь, прожитая тобой, или то, что еще предстоит пережить, твои дела или твои мечты? Строишь ли ты сам свою судьбу, а может, ее кто-то предопределяет? И если она определена,...смотреть целиком
  2. В чём смысл названия рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»
    Особым произведением, поднявшим проблему психологии личности во время войны на новую высоту, является знаменитый рассказ М. А. Шолохова "Судьба человека". Перед читателем предстает не просто история жизни солдата, а судьба человека, воплотившего...смотреть целиком
  3. Сочинение размышление по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»
    В рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» перед читателем предстает не просто история, а действительно судьба человека, воплотившего в себе типические черты национального русского характера. Андрей Соколов, скромный труженик, отец семейства, жил и...смотреть целиком
  4. Анализ рассказа М.Шолохова «Судьба человека»
    Рассказ написан в 1956 году во время хрущевской «оттепели». Шолохов был участником Великой Отечественной войны. Там он услышал историю жизни одного солдата. Она его очень тронула. Шолохов долго вынашивал в себе идею написания этого рассказа. И вот в...смотреть целиком
  5. Мужчина-сирота и ребенок-сирота в повести «Судьба человека»
    Где было найти ту живую воду, способную растопить душу, заледеневшего от мук и страданий, собственных и общенародных, заставить с новой силой биться сердце, окаменевшее от пережитых трагедий? Такой сказочной живой водой оказался мальчуган «со светлыми,...смотреть целиком
  6. "А был он лишь солдат Солдатами не рождаются"
    "А был он лишь солдат Солдатами не рождаются" А был он лишь солдат Солдатами не рождаются, Солдатами умирают... (Егор Летов) Никто не любит войну. Но на протяжении тысячелетий люди страдали и гибли, губили других, жгли и ломали. Завоевать,...смотреть целиком
  7. Вера в человеколюбие и гуманизм в рассказе «Судьба человека»
    Первого января 1957 года в газете «Правда» был опубликован рассказ М. Шолохова «Судьба человека», пронизанный от начала до конца светлым чувством веры в русского человека, который «сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет...смотреть целиком