Имя Михаила Александровича Шолохова Известно во всем мире. Он сыграл выдающуюся роль в мировой литературе 20 века. Во время ВОВ перед писателем встала задача: уничтожать своим полным ненависти словом врага и укреплять любовь к Родине у советских людей. Ранней весной 1946 года, то есть в первую послевоенную весну, Шолохов случайно встретил на дороге неизвестного человека и услышал его рассказ-исповедь. Десять лет обдумывал писатель замысел произведения, события тем временем уходили в прошлое, а потребность высказаться всё увеличивалась. И вот в 1956 году за несколько дней был завершен рассказ-эпогея «Судьба человека». Уже само название рассказа производит огромное впечатление на читателя, так как слово «судьба» в то время было нежелательным из-за того, что оно пропитано мистицизмом и указывало на предначертанность человеческой жизни, на власть роковых обстоятельств над людьми. Это рассказ о великой стойкости и огромных страданиях простого советского человека. В главном герое, Андрее Соколове, воплощены с любовью черты русского характера, обогащенные советским образом жизни: стойкость, терпение, скромность, чувство человеческого достоинства, слившееся с чувством советского патриотизма, с великой отзывчивостью на чужую беду.
Итак, автор рисует перед читателем картину «первой послевоенной весны», символизирующей собой расцвет жизни; наиболее полно это иллюстрирует торжество природы («Подули теплые ветры, и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья Дона, в степи вспухли набитые снегом лога и балки, взломав лёд бешено взыграли степные речки, и дороги стали почти совсем непроездны … от воды тянуло сыростью, терпкой горечью гниющей ольхи, а с дальних прихоперских степей, тонувших в сиреневой дымке тумана, легкий ветерок нес извечно юный, еле уловимый аромат недавно освободившейся из-под снега земли»). При этом можно сравнить последние слова («… аромат недавно освободившейся из-под снега земли») с освобождением русской земли от фашистского гнета.
Но вернёмся к рассказу. Далее автор знакомит нас с двумя товарищами, которые направляются в станицу Букановскую. Когда один из друзей переправляется через речку Гланку, то он встречает старого вояку-шофёра. На этом заканчивается первая часть рассказа, то есть подготовка автором читателя к личной истории Андрея Соколова; за два часа рассказа перед нами проносится целая жизнь, а сжатость повествования лишь усиливает драматизм. Судьба Соколова полна таких тяжёлых испытаний и страшных потерь (погибла вся его семья), что кажется невозможно человеку вынести столько горя, свалившегося на него и не сломиться, не пасть духом.
А что же читатель узнаёт из первых строк об этом человеке: «Вскоре я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вёл за руку маленького мальчика, судя по росту- лет пяти- шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, подойдя вплотную, сказал приглушённым баском…».
Особое внимание автор обращает на глаза Соколова: «Я сбоку взглянул на него, и мне стало что- то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника».
Плавно автор переносит нас в прошлое главного героя, в котором мы узнаём о его счастливой довоенной семейной жизни: жена- «смирная, весёлая, угодливая, умница…» и, как признаётся Андрей Соколов: «… не было для меня красивей и желанней её, не было на свете и нет…», а дети- радовали: «все трое учились на «отлично», а старший Анатолий оказался таким способным к математике, что про него даже в центральной газете писали…»
До войны жизнь Андрея Соколова лишена каких-то подвигов и свершений; зато она пронизана обычным человеческим счастьем: жена, дети, дом, работа- ценности, воспитавшие в герое чувство ответственности за тех, кто находится рядом.
Всё, казалось бы, хорошо и жизнь славно идёт своим чередом, но всё же огромной чёрной полосой проходит в рассказе героя война. При этом наиболее драматичной сценой является сцена прощания Андрея, уходящего на фронт, с домом и семьёй «… Провожали меня все четверо: Ирина, Анатолий, дочери Настенька и Олюшка. Все ребята держались молодцом…», «- Скажи хоть слово на прощание. «Она и говорит, и за каждым словом всхлипывает: - Родненький мой… Андрюша… не увидимся… мы с тобой… на этом свете…». Оттолкнул я её легонько в плечи и кричу ей: - Да разве так прощаются? Что ты меня раньше времени хоронишь?!», «До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул!»
Война сломала все надежды и мечты. Главный герой уходит на фронт, где проявляет настоящие мужские качества. «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала.». Менее года служил Андрей Соколов, а уже был дважды легко ранен, но это не остановило его: в мае 1942 года он проявляет недюжую отвагу, когда пытается доставить боеприпасы для гаубичной батареи. На этот раз удача отвернулась от героя – его машина подорвана снарядом, сам он без сознания, а когда приходит в чувство, то с удивлением обнаруживает, что он уже в плену у фашистов.
Таким образом, Соколов попал в план. Ему пришлось испытать нечеловеческие физические и духовные муки, тяготы, терзания («… До войны я весил восемьдесят шесть килограмм, а к осени тянул уже не больше пятидесяти. Одна кожа осталась на костях, да и кости-то свои носить было не под силу. А работу давай, и слова не скажи, да такую работу, что ломовой лошади и то не в пору.»). Два года герой испытывал на себе ужасы фашистского плена. Особое место в романе занимает эпизод в церкви, ставшей тюрьмой для пленников в первую ночь. Образ полуразрушенного храма, рисуемый Шолоховым, ёмко отражает степень разрушений, принесённый двадцатым веком на русскую землю. Здесь читатель встречает четырёх героев, олицетворяющих собой четыре варианта поведения человека в плену: предателя Крыжнева, пытающегося купить себе жизнь, выдав своего командира и самого взводного, безропотно ждущего своей участи, истово верующего солдата-христианина, ставшего невольно причиной гибели ещё четырёх человек. Этим трём героям противопоставляется четвёртый- военврач, который не отступает от своих жизненных принципов и навыков профессии, пытаясь облегчить хоть немного страдания пленных («… и он дальше пошёл в темноте. Потихоньку спрашивает: «- Раненые есть?». Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену, и в потёмках своё великое дело делал.»).
Действия Соколова в данной ситуации очевидны- он убивает предателя и спасает жизнь взводному. Крыжнев- первый, кого убил главный герой, ему сложно понять причину своего поступка, а единственным верным оправданием является то, что в момент, когда для спасения необходимо быть с другими заодно, Крыжнев противопоставляет себя всем, обрекая себя тем самым на гибель.
Соколов терпеливо сносил удары судьбы и сам наносил ответные, проявляя таким образом редкую стойкость, уверенность в своих силах. Но главное, что помогало выжить Андрею в столь тяжелых для него условиях – это мысли о родной семье, о доме, о том, что он вернется и будет снова жить по-прежнему. Герой не сломлен и пытается бежать из Познанского лагеря военнопленных, куда Соколова вскоре переводят. Побег оказывается неудачным, Андрея ловят («Голого, всего в крови привезли в лагерь. Месяц отсидел в карцере за побег, но все-таки живот … живой я остался»). В начале сентября из лагеря под городом Кюстрином перебросили сто сорок два человека, включая главного героя, в лагерь Б-14, недалеко до Дрездена. Вскоре от ста сорока двух человек осталось лишь пятьдесят семь из-за огромной нормы выработки «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит…» говорит рассердившийся Соколов в своём эшелоне и «какой-то подлец» донес коменданту лагеря про эти мои горькие слова. Именно после этого доноса состоится психологический поединок между Соколовым и лагерфюррером Мюллером; здесь с большой наглядностью, раскрывается чувство собственного достоинства, огромная сила духа и выдержка. Все эти качества сильно удивляют коменданта концлагеря, создается впечатление, что Мюллер даже завидует Соколову. Главный герой выходит из поединка сохранив достоинство русского человека, с честью, не умоляя врага о пощаде, но и не задирает его безрассудно. Можно провести параллель между пиром немцев по поводу взятия Сталинграда и нравственной победой Соколова. Выводом является то, что емкий образ Соколова, вместившего в себя весь русский народ, одерживает победу.
«В 1944 году своротили Германии скулу набок, и фашисты перестали пленными брезговать». Именно по этой причине Соколов становится шофером у немецкого инженера, заведующего постройками укреплений («Недели две возил я своего майора из Потсдама в Берлин и обратно, а потом послали его в прифронтовую полосу на строительство оборонительных рубежей против наших. И тут я спать окончательно разучился: ночи напролет думал, как бы мне к своим на Родину сбежать…»). Соколов придумывает хитроумный план побега и в один прекрасный момент он видит, что ждать больше нельзя ни минуты, выполнив свою задумку, Соколов преодолевает границу боев вместе с немецкими инженерами, находящимися без сознания. При этом возникает интересная сцена, когда молодой солдат не признает Соколова за своего.
Вскоре главный герой узнает о смерти жены и дочерей, а оставшийся в живых Анатолий отправился добровольцем на фронт. Андрей винит себя в смерти близких ему людей, не учитывая при этом власти над ним «слепого рока». Все, что строилось в течение многих лет рухнуло для него в один миг.
После убийства сына Андрея немецким снайпером, совершенно одинокий он едет в Урюпинск к другу и там обустраивается. Главный герой ведет непрерывную борьбу с собой и выходит из нее победителем. Не смотря на своё горе Соколов приобретает сам и дарует счастье маленькому мальчику Ванюшке, усыновляя его.
С этого момента читатель понимает, что воссоединились две половинки, две одинокие души. На этом повествование главного героя постепенно заканчивается и начинается третья часть рассказа – завершение автором своего произведения.
Мальчик – сирота , которого приютил у себя Андрей Соколов, не просто заменяет ему сына, а становится единственным смыслом его искалеченной жизни. Обрамляет рассказ символическая картина пути, по которому идут отец и сын к своему будущему дому, - и каждый из этих образов говорит о вечности жизни. Пока жива в человеке способность любить – народ бессмертен!
Глубокой, светлой верой проникнут рассказ М.А.Шолохова, писатель осознает себя обязанным поведать миру суровую правду о том, какой огромной ценой советский народ смог обеспечить будущее всего человечества. Всем этим обусловлена выдающаяся роль этого небольшого рассказа.