Warning: mkdir(): No space left on device in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 43 Warning: mkdir(): No space left on device in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 43 Warning: fopen(/home/bitrix/ext_www/mysoch/files/cache//_authors/sholohov/_story/sydba_cheloveka/znachenie_massovih_scen_v_proze_sholohova_po_romanu_podniataia_celina/mysoch_page1.cache): failed to open stream: No such file or directory in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 100 Warning: fputs() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 101 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 102



Михаил Шолохов властно вошёл в XX век со своими идеями, образами и населил литературу живыми человеческими характерами. Они пришли словно из самой жизни, ещё дымящейся пожарищами войн, развороченной бурными переменами революции. Силой своего великого таланта впервые так широко и полно Шолохов открывал мир народной жизни в динамике ее революционных перемен, мир больших человеческих чувств и страстей, страданий и радостей, духовного богатства народа, раскрывал в своих произведениях философию борьбы за новое общество. Великая Октябрьская революция в деревне предстает в «Поднятой целине» как историческая неизбежность, без которой невозможна победа новых, социалистических отношений. В романе «Поднятая целина» Шолохов изображает коллективизацию как всенародное движение. Народная жизнь предстает в романе во всем ее духовном богатстве, нравственном опыте, бурном росте сознания и творчества, реализованного в строительстве колхозной жизни. В этом пафос и массовых сцен романа, и раскрытия внутреннего мира шолоховских героев, психологической атмосферы происходящих событий. Наиболее ярко психология казачества рисуется в таких массовых сценах, как собрание по поводу организации колхоза, «бабий бунт», приезд Давыдова в бригаду, отказавшуюся работать, открытое партийное собрание колхозников, на котором Кондрата Майданникова принимают в партию. В массовых сценах с их порой неуправляемым и стихийным демократизмом отчетливо выделяются свои лидеры. Собрания бедноты поочередно ведут гремяченские коммунисты Давыдов, Нагульнов, Разметнов. Вступать в колхоз или не вступать – это вопрос всей будущей жизни крестьянства. Отсюда такой накал страстей, бурный характер и драматизм событий, изображенных в романе, в частности, в сцене первого хуторского собрания. Автор показывает, какой необычайный интерес проявляют гремяченцы к этому собранию. «Помещение не могло вместить всех. Казаки, бабы и девки густо стояли в коридоре, на крыльце. «Давыдова встретили настороженно. В хуторе уже знали, что этот «уполномоченный, от партии» приехал «насчет колхоза». С его появлением началось неслыханное: в течение одного дня бедняки под руководством коммунистов раскулачили Фрола Дамаскова, Тита Бородина и других кулаков. В напряженном молчании слушали Давыдова, а потом обрушились на него с вопросами: что надо обобществлять, а как дома, навечно колхоз или нет, а что единоличникам будет, не отнимут ли у них землю? В этих вопросах явственны и заинтересованность, и недоверие к неизведанному и доселе неслыханному в крестьянской жизни коллективному хозяйству. Настроения значительной части крестьянства выразил середняк Николай Лютня: «Я хочу поглядеть, какая она в колхозе, жизнь, взыграет. Ежели хорошая, впишусь, а нет – так чего же я туда полезу?..» Масса казачества неоднородна по своим интересам и стремлениям и испытывает различные влияния. Говор толпы, безымянные реплики на собрании создают ясное представление о расстановке сил и различном отношении к коллективизации в среде казачества. Собрание, начавшееся в необычайной тишине, становилось все более бурным. «Говорили и за колхоз и против до хрипоты, до помрачения в глазах. Кое-где и даже возле сцены противники сходились и брали друг друга за грудки, доказывая, свою правоту…» В этой обстановке раздался вражеский голос, «пронзенный злостью», угрожавший Давыдову: «Тебе Титок раз кровь пустил, и ещё можно…» Центральное место в сцене первого хуторского собрания занимает выступление Кондрата Майданникова. В его речи с большой силой прозвучало стремление к новой жизни, глубокое понимание задач партии по строительству новой жизни в деревне. Но путь к новому сложен и труден. В среде колхозников ещё долго даёт себя знать собственническая стихия. Нелегко труженику-крестьянину подавить в себе «подлюку-жалость к своему добру», нелегко ещё и оттого, что «трудно наживалось» это добро. Мелкособственнические устремления казаков сказались с особой силой в хищническом убое скота и в растаскивании семенного хлеба, спровоцированных кулаками. Но постепенно возникают и новые взаимоотношения между колхозниками, рождается чувство коллективизма. Это отчетливо заметно в сцене «бабьего бунта» и последующего за ней собрания. В «бабьем бунте» Давыдов сопротивляется разъяренным женщинам, уступив роль лидера дородной и яростно неутомимой старухе Игнатенковой. После «расправы» Давыдов говорит собравшимся колхозникам: «Большевики не мстят, а беспощадно карают только врагов,
но вас, хотя вы и вышли из колхоза, поддавшись уговорам кулаков, хотя и расхитили хлеб и били нас, мы не считаем врагами… и мы к вам административных мер применять не будем, а будем вам фактически открывать глаза». Разъяснительная работа коммунистов привела к тому, что в народном сознании произошёл переворот. Если в начале коллективизации гремяченцы готовы были бессмысленно резать скот только потому, что «теперь оно не наше», то через несколько месяцев у них уже появляется чувство ответственности за колхозную собственность. Устин Рыкалин с возмущением рассказал Давыдову о том, как он отбил сено у крестьян с хутора Тубянского. Слушая его, Давыдов улыбался: «Это же просто красота, что ты, мой милый Устин, за колхозное сено в драку полез, а не свое личное, собственное. Это же просто трогательный факт!» О растущем сознании труженика-крестьянина свидетельствует и рождение социалистического соревнования в труде, зачинщиком которого стал Давыдов. Знаменательна сцена награждения кузнеца Ипполита Шалого за его ударную работу. Во второй книге массовых сцен немного, но в них ярко раскрывается то новое, что вошло в жизнь казаков. Открытое партийное собрание, созванное в связи с вступлением в партию Кондрата Майданникова и других передовых колхозников, показывает, какие глубокие изменения произошли в представлениях гремяченцев за короткий срок. Уже сама подготовка гремяченцев к открытому собранию, их поведение на собрании, реплики и высказывания, особенно выступление кузнеца Ипполита Шалого против Островнова – всё это свидетельствует о том, как успешно преодолеваются в колхозной среде собственнические инстинкты, политическая пассивность и стихийность, как побеждают в их среде коллективистские принципы и растут социалистические устремления. «Народ стал значительно сознательнее по сравнению с первыми месяцами коллективизации», – замечает Давыдов. Сцена открытого партийного собрания – одна из центральных в романе. Она подводит итог не только политической победе колхозного движения над его врагами; она знаменует победу гуманизма. Продолжая идейную линию «Тихого Дона», роман «Поднятая целина» показал окончательное крушение старого мира и победу в народном сознании принципов гуманизма, товарищества, коллективизма. В романе «Поднятая целина», изображая одну из эпох ломки общественного уклада, автор сумел посмотреть на жизнь глазами народа. Язык и поведение героев романа, их мысли и чувства типичны для крестьянской массы в эпоху коллективизации. Всё это говорит о том, что «Поднятая целина» – подлинно народное произведение.

Похожие сочинения

  1. В чём смысл названия рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»
    Особым произведением, поднявшим проблему психологии личности во время войны на новую высоту, является знаменитый рассказ М. А. Шолохова "Судьба человека". Перед читателем предстает не просто история жизни солдата, а судьба человека, воплотившего...смотреть целиком
  2. Художественное своеобразие рассказа "Судьба человека"
    При всей глубине содержания рассказ-эпопея «Судьба человека» отличается простотой и скупостью художественных средств, которые, однако, все использованы Шолоховым для выражения главной идеи произведения: человек может восторжествовать над своей трагической...смотреть целиком
  3. Психологический поединок Соколова с комендантом Мюллером
    Психологический поединок Соколова с комендантом лагеря Мюллером занимает в рассказе центральное место, так как имен­но в этой ситуации Соколов сдавал экзамен на крепость и цель­ность своего характера. Именно в этом моменте сконцентрирова­лась вся прошлая...смотреть целиком
  4. Гуманистическая тема в рассказе М. Шолохова Судьба человека  Новое!
    Гуманистиҹеская тема в рассказе М. Шолохова Судьба ҹеловека. О гуманизме размышляли писатели во все времена. В XX веке гуманистиҹеская тема звуҹала и в произведениях, посвященных событиям Великой Отеҹественной...смотреть целиком
  5. Тема русского характера в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»
    Война… Это страшное для человека слово. От него веет холодом, бо­лью, страданием. Такая недавняя и такая далекая Великая Отечественная война никого не обошла стороной, проникла в каждую семью, повлияла на судьбу каждого человека. Многие писатели, поэты...смотреть целиком
  6. Стойкость (по рассказу «Судьба человека» Шолохова)
    Имя Михаила Александровича Шолохова известно во всем мире. Он сыграл выдающуюся роль в мировой литературе 20 века. Во время Великой Отечественной войны перед писателем встала задача: уничтожать своим полным ненависти словом врага и укреплять любовь к...смотреть целиком
  7. Судьба человека в годы Великой Отечественной войны (по повести М.А. Шолохова «Судьба человека»)
    Шолохов - один из тех писателей, для которых действительность часто открывается в трагических ситуациях и судьбах. Рассказ «Судьба человека» - истинное тому подтверждение. Для Шолохова было очень важно емко и глубоко сконцентрировать в рассказе опыт...смотреть целиком