Роман-эпопея — разновидность романа,
с особой полнотой охватывающая
исторический процесс в многослойном
сюжете, включающем многие человеческие
судьбы и драматические события народной жизни.
Из справочника по литературе для школьников

Ничто не может развиваться без опоры на традиции, без того, что сделано предшествующими поколениями. Русская литература XX века не составляет в этой связи исключения. Все лучшее, что было создано гениями XIX столетия, усвоено, осмыслено и новаторски развито М. Горьким, М. Булгаковым, М. Шолоховым и многими другими писателями.
Из века XIX пришли в нашу литературу темы, идеи, проблемы, жанры. В новых общественных условиях они порой наполнялись иным смыслом, но главным явилось то, что художники слова не отказались от прошлого, не “сбросили Пушкина”, а заодно и многих других с “корабля современности”.
В своем сочинении я хочу обратиться к теме “Л. Толстой и М. Шолохов” в самом, на мой взгляд, трудном ее аспекте: влиянии романа-эпопеи “Война и мир” на жанровое своеобразие “Тихого Дона”.
Как известно, произведение Л. Толстого стало уникальным в литературе XIX века по степени охвата действительности. В нем соединены быт отдельного человека и жизнь народа, эпохальные исторические события и духовные поиски частных лиц, великих и неизвестных, реальных и вымышленных, глубокий психологизм и глубина авторских размышлений. Все это и делает его романом-эпопеей.
Прошло менее ста лет, и русская литература подарила миру книгу, автор которой творчески осмыслил традиции Л. Толстого уже на новом историческом этапе: “Тихий Дон” М. Шолохова.
Но что может быть общего между замыслом Л. Толстого воплотить всенародную борьбу с иноземным нашествием и “Тихим Доном”, раскрывшим кровавые конфликты гражданской, т. е. внутринациональной, войны? На мой взгляд, сходство между двумя романами заключено в стремлении их авторов показать столкновение значительных общественных сил, втянутых в грандиозный социально-исторический конфликт. Отсюда такое пристальное внимание писателей к “мысли народной”. Национальный характер, душа народа — вот предмет художественного исследования М. Шолохова, продолжившего традиции Л. Толстого.
В романе “Тихий Дон” автор подробно говорит о тех духовных ценностях, которые передаются из поколения в поколение в народе, подчеркивает трудолюбие донских казаков, их связь с землей. Даже в ужасной братоубийственной войне не забывают они о том, что являются земледельцами: “Надо было пахать и сеять. Земля звала, тянула к работе”. Обильно поливая потом донскую землю, люди не просто обеспечивают свою жизнь, но сливаются с природой: “Выходили на покос всем хутором сразу..., одевались будто на годовой праздник. Так повелось исстари”.
Но начинается война. Ее трактовка в романе чем-то близка отношению Л. Толстого к Аустерлицкому сражению. По Шолохову, если смысл битвы не ясен солдатам, она превращается в “недоброе дело”. Вспомним эпизод схватки двух отрядов: “...столкнулись на поле смерти люди..., в объявшем их животном ужасе натыкались, сшибались, наносили слепые удары..., разъехались нравственно искалеченные”.
Но впереди народ ждало самое страшное испытание. Волна кровавого братоубийства набежала на Дон. И вновь мы видим толстовский взгляд на войну: справедливой может быть только освободительная война. Однако Шолохов уверен, что никакие кровавые схватки не уничтожат нравственные ценности, которые веками складывались в народе. Пантелей Прокофьевич не пускает к себе в дом Митьку Коршунова, убившего семью Кошевого. Эта же мысль присутствует и в народных сценах. Вспомним XXIV главу третьей книги. Большевики решают раздать беднякам имущество арестованных казаков, но “толпа покатилась к выходу, как просыпанная дробь... Кошевой шепнул Ивану Алексеевичу:
— Я говорил — не будут брать”.
Михаил лучше знает нравы гордых казаков, которые не желают брать чужое добро.
Как и в романе “Война и мир”, Шолохов в центр “Тихого Дона” помещает семью, пример человеческой общности, начало всей жизни. Но как трагически отличаются судьбы Ростовых и Мелеховых в годину тяжелых испытаний! 1812 год сплачивает героев Толстого, они вместе переживают и отъезд из Москвы, и пожар, ярким пламенем заалевший над ее небом, и гибель Пети. Гражданская война уничтожает уклад жизни Мелеховых: погибает Петр, кончает жизнь самоубийством Дарья, умирает Наталья, изменив своему материнскому предназначению. Семья становится тем сюжетно-композиционным центром, в котором отразились взгляды М. Шолохова на братоубийство.
Лучшие герои Л. Толстого напряженно ищут смысл и назначение жизни. Автор “Войны и мира” вошел в историю мировой литературы как блестящий мастер психологического анализа, позволяющего воссоздать “диалектику души”. Эту же цель преследует и наш великий земляк. Вспомним сцену похорон Аксиньи, когда Григорий увидел перед собой “черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца”. Какой выразительный художественный прием передачи внутреннего потрясения героя, потерявшего в этой войне все: мать, жену, любовь, дом!
Из книг я узнаю, что первоначальный замысел “Войны и мира” предусматривал одногеройную композицию, от которой Толстой отказался.
Шолохов, казалось бы, придерживался иной схемы: в центре романа находится образ Мелехова. Однако я не вижу здесь каких-либо противоречий. Мне кажется, что своеобразие “Тихого Дона” как романа-эпопеи в том, что главный герой и народ здесь являются равновеликими образами. Судьба Григория — это отражение судьбы народа. Поэтому ему не надо, подобно Андрею и Пьеру, искать путь к народной правде.
Величие романа М. Шолохова в том, что он, подобно бессмертному произведению Толстого, объял весь мир с его законами, конфликтами, людьми и событиями. Конечно же, различие эпох, самобытность таланта, идейные позиции определили своеобразие художественных манер. Однако я считаю, что “Тихий Дон” — это вершина романных поисков в литературе XX века. Именно это и роднит его с “Войной и миром”, произведением, вобравшим в себя все темы, проблемы, идеи бессмертной русской литературы XIX века.

Похожие сочинения

  1. Образы главных героев в романе «Тихий Дон»
    Главным героем «Тихого Дона», без сомнения, является народ. В романе сквозь призму множества героических судеб обычных людей показаны закономерности эпохи. Если среди других героев Григорий Мелехов выступает на первый план, то только потому, что он наиболее...смотреть целиком
  2. Характеристика образа Аксиньи Астаховой в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»
    Если на время отстраниться от исторических событий, то можно отметить, что в основе романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» лежит традиционный любовный треугольник. Наталья Мелехова и Аксинья Астахова любят одного и того же казака – Григория Мелехова. Он женат...смотреть целиком
  3. Григорий Мелехов в банде Фомина  Новое!
    Главный герой романа-эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов — характер трагиче­ский. Истоки его трагедии прежде всего в неразреши­мом конфликте личности и истории. Природа надели­ла Григория добротой, душевной щедростью, способ­ностью чувствовать...смотреть целиком
  4. Женские судьбы в романе «Тихий Дон»
    Цель: рассмотреть особенности создания женских образов в романе м. а. Шолохова «тихий Дон» с точки зрения концепции женственности и связи с национальной традицией изображения женщины в русской культуре; активизировать мыслительную деятельность учащихся...смотреть целиком
  5. Система образов в эпопее Шолохова «Тихий Дон»
    Столь же цельным будет и поведение Григория на войне. Не только награды, но и подвиги, что он совершил (захват гаубичной батареи, спасение офицера), говорят о том, что Григорий не такой, как все, заметно выделяется в среде прочих казаков, хотя и лишен...смотреть целиком
  6. Тема гражданской войны и судеб казачества в романе М. Шолохова "Тихий Дон"
    События гражданской войны в России вызывали у ее участников прямо противоположные отклики, они винили друг друга, учили ненавидеть и карать. Когда "года минули, страсти улеглись", начали появляться произведения, которые стремились показать...смотреть целиком
  7. Герои романа М. А. Шолохова «Поднятая целина» и их время
    Герои романа М. А. Шолохова «Поднятая целина» и их время 1.Соотнесение эпох и ее людей. 2.Роман М. Шолохова «Поднятая целина». Образы героев романа. 3.Социальная гармония по М. Шолохову. Вопрос времени всегда оставляет людям возможность подумать...смотреть целиком