Цель: рассмотреть особенности создания женских образов в романе м. а. Шолохова «тихий Дон» с точки зрения концепции женственности и связи с национальной традицией изображения женщины в русской культуре; активизировать мыслительную деятельность учащихся средствами художественного слова; формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувство патриотизма; приобщить учащихся к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям. оборудование: портрет м. а. Шолохова, текст романа, иллюстрации к роману «тихий Дон».

Прогнозируемые

Результаты: учащиеся знают содержание романа; имеют целостное представление об особенностях характера и перипетиях судьбы главных героинь романа; формулируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют главы в соответствии с поставленным заданием. тип урока: комбинированный (урок-диалог).

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа

♦ Дайте возможные толкования названия романа.

♦ Установите временные и географические рамки каждой книги романа. Какое из известных вам произведений классической русской литературы XIX в. отличается такой же широтой охвата действительности?

III. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Учитель. Из романа м. а. Шолохова «тихий Дон» мы узнаём о сложнейшем времени в жизни России, принёсшем огромные социальные и моральные потрясения, когда рушились привычные уклады жизни, коверкались и ломались судьбы, обесценивалась человеческая жизнь. Сам м. а. Шолохов характеризовал своё произведение как «роман-эпопея о всенародной трагедии». Нет ни одного действующего лица в романе, которого не задели бы горе и ужасы войны. Особая тяжесть этого времени легла на плечи женщин-казачек. Женские характеры, с большим мастерством раскрытые автором в произведении, сложны и многогранны. В образах донских казачек — аксиньи, Натальи, Ильиничны воплощены лучшие женские черты, своеобразно дополняющие некоторые качества главного героя Григория мелехова.

«Отношение к женщине, к любви у м. а. Шолохова исполнено какой-то мужской душевной крепости, суровости, даже жестокости, а за всем этим — неизбывная юношеская непосредственность, доброе чувство, чистота, поэзия. Нужно было иметь свежее сердце, чтобы так незабываемо написать любовные сцены романа: любовь-страсть Григория и Аксиньи; любовь Натальи — несчастную, горькую любовь верной жены, бесконечно преданной своему мужу, отцу их малюток; любовь матери — Ильиничны — много страдавшей, мудрой, прожившей в вечных хлопотах, стерегущей своих птенцов, как курица-наседка…» — считал И. Жуков.

IV. Работа над темой урока

1. анализ образа аксиньи: беседа с опорой на текст романа (ч. 1, гл. 7, 14, 16, 20; ч. 2, гл. 12, 20; ч. 3, гл. 19, 22; ч. 7, гл. 1; ч. 8, гл. 1, 9, 17)

♦ К началу действия романа аксинье двадцать лет. Какая трагедия произошла с ней до замужества?

♦ В какую семью попала аксинья после замужества?

♦ Прочитайте о том, что чувствовала аксинья к Григорию мелехову (ч. 1, гл. 7).

♦ Зачем аксинья ходит к бабке Дроздихе, о чём просит её?

♦ расскажите о встрече мужа и жены (аксиньи и Степана). Как повёл себя Степан и что вы думаете об этом?

♦ О чём говорили аксинья и Григорий накануне его женитьбы? что решил Григорий?

♦ Как поэтично описано состояние душевных мук аксиньи! С чем сравнивает писатель чувства оскорблённой женщины, её неутолённую страсть?

♦ Вспомните, как о каждом из них — аксинье, Григории, Степане — рассказывает Шолохов в гл. 12. Какие чувства испытывает читатель?

♦ Прочитайте в главе ч. 3, гл. 19 два абзаца: «аксинья с виду стойко переносила разлуку…» и следующий: «Цедились дни…».

♦ Как встретила аксинья пришедшую к ней Наталью? Прокомментируйте эту встречу.

♦ Какие события в жизни аксиньи предшествовали появлению в Ягодном молодого листницкого?

♦ расскажите о неожиданном приезде Григория и о том, что последовало за этим.

♦ Прочитайте отрывки из (ч. 7, гл. 1): от слов «Потом стрельба перемежилась…» и до слов «так в слезах и уснула…» (четыре абзаца). Отчего плакала аксинья?

♦ расскажите о последней встрече аксиньи с Натальей (ч. 7, гл. 16). О чём говорили они, обе всю жизнь любившие Григория? Кто из них вызывает ваше сочувствие?

Как произошло сближение аксиньи с семьёй мелеховых?

Š Зачем аксинья идёт на кладбище?

Š Опишите обстоятельства гибели аксиньи.

Обобщение учител я

— аксинью автор наделил противоречивым характером. Создавая её образ, Шолохов ставил задачу показать её «живой, со всеми её поступками, оправданными и убедительными». аксинья не святая и далека от идеала, но на протяжении многих десятилетий читатели не прекращают восхищаться её любовью и силой характера. автор многократно подчёркивает её «порочную красоту», «порочно-зазывающий взгляд», «зовущие, порочно-раскрытые губы». Но в конце романа, после смерти Натальи, мы видим совсем другую аксинью — цельную и мудрую. К ней тянется Дуняшка, её право на сына признаёт Ильинична, дети Натальи называют её мамой, и даже Степан стал с уважением относится к её чувству к Григорию. Жизнь без Григория, без любви была для аксиньи невыносима, поэтому на призыв любимого ехать с ним она отвечает: «Гришенька, миленький, поползу…» аксинья пронесла любовь к Григорию через всю свою трудную, исковерканную жизнь. Простая, неграмотная казачка, она обладала сложной, богатой душой. Яркая, порывистая, самоотверженная аксинья остаётся надолго в памяти читателей.

2. анализ образа натальи мелеховой, беседа с опорой на текст романа (ч. 1, гл. 18, 22; ч. 2, гл. 5, 10, 18; ч. 3, гл. 19; ч. 4, гл. 5; ч. 7, гл. 4, 8, 16)

Š Почему Наталья согласилась выйти за Григория?

Š Как отнеслись к сватовству родители Натальи?

Š Почему «безразличие оковало Григория» на венчании?

Š Прочитайте конец гл. 5. Кому вы сочувствуете больше — Григорию или Наталье? аргументируйте свой ответ.

Š Как отнеслись к Наталье в семье мелеховых? что решает Григорий?

Š Как пыталась Наталья вернуть мужа?

Š Почему Наталья хотела уйти из жизни? Унижает ли её это решение?

Š Когда к Наталье приходит счастье?

Š Прочитайте и прокомментируйте отрывки из (ч. 7, гл. 8), где описана духовная красота Натальи. Какой видит Наталью Григорий?

Š Какие подозрения мучили Наталью? Как случилось, что она решилась пойти к аксинье?

♦ О чём говорили соперницы?

♦ Почему из уст Натальи вырывается страшное проклятие в адрес Григория? что, по-вашему, чувствовала она?

♦ Какую роль в понимании душевного состояния Натальи играет описание приближающейся грозы?

♦ Перескажите кратко эпизод из ч. 7, гл. 16.

Обобщение учителя

— Наталья — добрая, трудолюбивая и красивая женщина. Но природа не наделила её той силой чувств, которой обладала акси нья. Пытаясь свыкнуться с семейной жизнью, навязанной родителями, Григорий говорит жене: «чужая ты какая-то… ты — как этот месяц: не холодишь и не греешь… И жалко тебя — кубыть, за эти деньги и сроднились, а нету на сердце ничего… Пусто…» Ната лья по-своему любит Григория, но её мир ограничен хозяйством, детьми и мужем. Воспитанная в патриархальной семье, она при шлась по нраву старикам мелеховым. Но понять Григория она не смогла, да и не пыталась. Его мысли и интересы, стремления и метания были ей чужды и непонятны. Если аксинья спокойно принимает все решения любимого, живёт надеждой на то, что в будущем всё может измениться, то Наталья способна сгоряча совершить не поправимое. Наталья Мелехова и Аксинья Астахова любят Григория отчаянно и самозабвенно, и эта любовь приводит к трагическому исходу — обе героини в финале романа погибают. Наталья не может смириться с мыслью, что её муж любит аксинью — решается на аборт и умирает, простив мужа за всё. аксинью же любовь к Григорию гонит на Кубань, где мелехов надеется скрыться от властей. Но не суждено было аксинье обрести семейное счастье: патрульный, встретившийся им на пути, выстрелил, и пуля смертельно ранила её. Финал каждой из героинь по-своему закономерен.

3. Постановка и решение проблемного вопроса

♦ Проследите, как меняется сам характер Григория в зависимости от того, близок ли он с аксиньей или в разлуке с ней, согревает его её любовь или нет. Как вы полагаете, мог ли быть у этой любви счастливый конец? V. Рефлексия. Подведение итогов урока Заключительное слово учителя

— разных женщин встречает читатель на страницах романа.Они живо встают перед глазами, каждая со своим характером, неповторимая. Вместе с ними читатель смеётся и грустит, живёт их яркой, полнокровной жизнью вольных, сильных дочерей донских степей. Немалое достоинство роману «тихий Дон» придаёт сочетание эпического изображения великих исторических событий с удивительной лиричностью повествования, передачей тончайших переживаний героев, раскрытием их самых сокровенных чувств и мыслей, и в большей мере это относится к описанию образов простых русских женщин. трудно в русской литературе найти другое такое произведение, на страницах которого столько бы внимания и ярких красок было отдано его автором женщине и её горькой доле. Нежность и боль по отношению к героиням исходят из глубин сердца автор.

VI. Домашнее задание

Подготовиться к сочинению по роману м. а. Шолохова «тихий Дон», выбрав одну из тем:

• «тема войны и революции в романе м. а. Шолохова “тихий Дон”»;

• «Особенности изображения пейзажа в «тихом Доне» м. а. Шолохова»;

• «Образы женщин-казачек в романе м. а. Шолохова “тихий Дон”»;

• «Григорий Мелехов в поисках правды».