Образы народа, , в романах Вальтера Скотта — явление постоянное; для доказательства можно сослаться не только на «шотландские романы», но и на другие его произведения. Через два года после «Роб Роя» писатель создал в «Айвенго» целую галерею народных образов английской средневековой деревни, возглавленных Робином Гудом — этим «героем английского простонародья», по определению А. М. Горького. В романе «Квентин Дорвард» (1823) выведен смелый, свободолюбивый бродяга-цыган, вызывающе ведущий себя перед лицом смертельной опасности, грозящей ему. В романе «Карл Смелый» (1829) рассказано о страшном поражении, которое нанесла швейцарская крестьянская рать блестящему рыцарскому войску Карла Бургундского.

Но ни в одном из произведений Вальтера Скотта образ вожака непокорных, протестующих простых людей не был показан так полно, во весь рост, как в «Роб Рое». Чем это можно объяснить? Видимо, так отразился в творчестве Скотта начинавшийся подъем общественного движения в Англии. К 1817 г., вслед за недавними событиями движения луддитов, поднималась новая волна общественного недовольства, отмеченная и новыми стачками, и новыми 1 волнениями среди демократических масс города, и новыми попытками освободительной борьбы в колониях Англии.

Важно отметить, что Энгельс в своей работе «Положение рабочего класса в Англии», говоря о растущем протесте рабочих масс против эксплуатации, указывает на особую политическую активность ткачей Глазго и приводит факты, относящиеся как раз к 1815 — 1816 гг. Так, на новом и более высоком этапе развивалась освободительная традиция шотландского народа, который вместе с английскими рабочими поднимался на борьбу против капитализма.

Живо откликаясь на этот подъем, передовые поэты Англии — Байрон и Шелли — именно в том же 1817 г. создали ряд произведений, в которых социальная тема, осуждение торийской олигархии, прозвучала с новой силой. В 1817 г. Байрон написал «Песню для луддитов» один из лучших образцов его политической лирики, а Шелли — ряд стихотворений с острым общественным содержанием. К тому же времени относится начало работы Шелли над поэмой «Возмущение Ислама», в которой тема вооруженного восстания народных масс прозвучала сильнее и резче, чем в его предыдущих произведениях.

Эти произведения великих революционных поэтов Англии нельзя, конечно, ставить в один ряд с романом «Роб Рой». Но и в «Роб Рое» отразился подъем общественной борьбы — он сказался прежде всего в самом образе главного героя, в острой, постановке темы, в истории горского вожака, наводящего страх на местную знать и неуловимого. для нее. Тема активности народных масс звучит в этом романе Вальтера Скотта со всей противоречивостью, специфической для этого писателя, но и со значительной силой.

Энгельс, характеризуя шотландский клан и вспоминая историю его гибели, отметил достоинства «шотландских романов» Скотта — их правдивость. «В романах Вальтера Скотта, — писал он, перед нами как живой встает этот клан горной Шотландии»1.

Эти слова Энгельса целиком могут быть отнесены к правдивому, подробному, точному изображению жизни клана в «Роб Рое». Скотт дает читателю и статистические - данные о клане, И его экономическое положение,, и характеристику социальных отношений, господствующих в нем.

Русская революционно-демократическая критика — Белинский, Герцен — настойчиво указывала на значительные реалистические элементы в творчестве Вальтера Скотта.

Но все же нельзя говорить о целостном реалистическом методе Скотта — даже в применении К лучшим его романам. Черты консервативного романтизма Скотта явственно обнаруживаются в «Роб Рое». Писатель, показывая, как развитие капитализма разрушает вековой уклад экономических, социальных и культурных отношений, пишет об уходящей старине с глубоким сожалением, нередко оплакивает ее, хотя далеко не все в ней идеализирует.

Герои многих его романов — в том числе и Роб Рой — безуспешно защищают патриархальные устои, разрушаемые ходом исторического развития. Скотт не видел, что противоречия побеждавшего буржуазного строя ведут к новому этапу освободительной борьбы народных масс, на котором выдвинутся новые, подлинные герои, борцы за лучшее будущее человечества.

Вальтер Скотт поэтизирует старого заговорщика графа Мара. И он, и его дочь окружены той романтической атмосферой тайны, которая мешает писателю рассказать о графе так же резко и насмешливо, как говорит он о собачниках и пьяницах — молодых Осбальдистонах. Романтически демоничен вездесущий, неуловимый Рашлей; романтические преувеличения в его трактовке мешают тому, чтобы этот интересно задуманный образ, служащий разоблачению феодальной реакции, был до конца правдоподобен.

Условно поэтичен и не разработан тот набросок, которым ограничился писатель, намечая образ Дианы Верной. Достаточно сравнить этот романтический эскиз с запоминающейся фигурой Елены Мак-Грегор, чтобы ощутить, как противоречив Скотт-художник, как в одном случае он остается в плену литературных условностей, а в другом ярко отображает суровые и резкие черты действительности.

Даже сам Роб Рой, по существу правдоподобный и естественный, иногда становится подчеркнуто необычным, экзотическим. Это особенно относится к тем сценам романа, где он показан в кругу своей семьи, на фоне старинной шотландской обстановки, старательно переданной Вальтером Скоттом, романтически дисгармонируя с обыденными личностями современности — с купцом Джарви и Фрэнком.

Черты романтической условности особенно настойчиво дают себя знать в тех искусственных ситуациях, которые попадаются чуть ли не в каждой главе романа. Случай, стечение обстоятельств, удивительно счастливое для героев разрешение самых сложных положений производят впечатление неестественности, разрушают цельность изображения жизни в романе, звучат диссонансом по отношению к наиболее правдивым моментам романа.

Немало романтических подробностей связано с замком Осбальдистонов: таинственно светящиеся в неурочный час окна, оживающие старые портреты, загадочные происшествия — все это получает свое объяснение, вполне прозаическое и далекое от какого бы то ни было мистицизма, но все это и вводит в роман тот элемент романтического литературного штампа, от которого свободны лучшие его страницы.

Неверно было бы видеть в романтических особенностях творчества Вальтера Скотта только слабые его стороны. Надо помнить, что в романтической форме выразились не только консервативные черты мировоззрения писателя, но и его критика возникавших буржуазных отношений, — а без нее не было бы и ценных сторон романа, не было бы и изображения шотландской вольницы.

«Роб Рой» относится к числу наиболее значительных произведений Вальтера Скотта. Свободолюбие, мужество и благородство народных масс Англии и Шотландии ни в каком другом его романе не нашли себе такого полного и сочувственного выражения, как в «Роб Рое».