Великий трагический поэт-драматург родился в деревне Колон недалеко от Акрополя. Его отец был состоятельным человеком. Софокл обучался музыке, брал призы на атлетических состязаниях. Красивый и музыкально одаренный, он возглавлял хор юношей, певших благодарственные гимны богам после победы над персами при Саламине.
Когда Софокл впервые принял участие в Великих Дионисиях в качестве драматурга, он сразу же выиграл первый приз, чем превзошел своего знаменитого предшественника Эсхила. Состязание двух поэтов вызвало живейший интерес. С этого момента и до самой смерти Софокл оставался наиболее популярным из афинских драматургов. Более двадцати раз он в состязании трех участников оказывался первым.
Драматург пользовался популярностью в Афинах, активно участвовал в общественной жизни. Он был избран одним из десяти стратегов, командовавших карательной экспедицией против Самоса в 440 г. до н. э. В весьма преклонном возрасте Софокла избрали одним из десяти «пробулов» (советников), которым были вверены судьбы Афин после катастрофы, постигшей экспедицию на Сицилию (413 г. до н. э.).
После смерти Софокла обожествили под именем «героя Дексиона». Современники усматривали в его жизни сплошную череду удач. «Блаженный Софокл! - восклицает комедиограф Фриних. — Он умер, прожив долгую жизнь, он был счастлив, умен, сочинил множество прекрасных трагедий и скончался благополучно, не изведав никаких бед».
Исторический анекдот повествует о том, что однажды Софокла вызвал в суд его сын Иофон. Юноша якобы желал доказать, что престарелый отец уже не в состоянии управлять имуществом семьи. Но Софокл убедил судей в своей умственной полноценности, продекламировав наизусть оду в честь Афин из пьесы «Эдип в Колоне».
Однако сообщения современников подтверждают, что последние годы Софокла прошли столь же безмятежно, как и начало его жизни. До конца жизни он сохранил наилучшие отношения с Иофоном.
Софокл написал всего сто двадцать три драмы. Софокл славился своим благочестием. Он основал святилище Геракла и был жрецом одного из второстепенных божеств-целителей, связанных с культом Асклепия. Легенда гласит, что он принимал в собственном доме бога Асклепия до тех пор, пока не было завершенно строительство храма бога-целителя в Афинах.
Софокл первым отказался от формы трилогии. Он, следуя правилам, представлял на ежегодном состязании три трагедии. Но они были тремя самостоятельными произведениями, без всяких сюжетных связей между ними. Отказ от формы трилогии повлек за собой сокращение роли хора: не нужно было восстанавливать всю логическую цепочку преступлений и наказаний, излишними оказывались многие комментарии. Больший акцент делался на психологии героя, его личности. Однако роль хора по-прежнему оставалась значительной. Софокл решительно вводит в состав исполнителей второго актера.
Внимание драматурга сосредоточено на поступках людей, а божественная воля уже не имеет первостепенного значения. Герой Софокла полностью полагается в начале трагедии на свои волю и знание, однако завершается все признанием полного своего неведения, сомнения в правильности поступков. Человеческое неведение, бессилие перед волей рока — постоянная тема Софокла.
Определяя главный мотив трагедий Софокла, мы можем сделать вывод, что это - смирение перед загадочными непостижимыми силами, которые направляют судьбу человека. Но человеческая воля сопротивляется такому положению вещей. Так, царь Эдип настойчиво и непреклонно ищет правду о самом себе, невзирая на то что за истину ему придется заплатить своей властью и даже зрением. Верная своему долгу Антигона презирает общественное мнение и угрозу смертной казни со стороны государства.
Всем своим творчеством Софокл превозносит мощь человеческого духа.