Сочинения по произведениям Солженицына



Сочинения по творчеству Солженицына

  1. Трагические страницы истории в творчестве А. И. Солженицына
    Листов: 1Скачано за неделю: 9
    Как лихо может измениться жизнь человека за несколько лет. Так уж случилось, что и в России в XX веке произошло множество событий, которые очень серьезно меняли ход ее истории. Александр Исаевич Солженицын пережил вместе с Россией и ее народом все тяготы как военной, так и послевоенной жизни. Солженицын писал о том, что видел сам. Солженицын описывает отдельное событие в своих произведениях. Он не пытается “захватить” сразу всю Россию. Но с помощью этого одного эпизода можно понять, что происходило в каждом селе. Можно понять, как жила страна, как жили люди в это время. Описывая послевоенную Россию, Солженицын выступал как историк. Первым сказал правду. Обнищавший народ, который работал за...смотреть целиком
  2. Жизнь и творчество А. И. Солженицына
    Листов: 2Скачано за неделю: 9
    Александр Исаевич Солженицын родился в 1918 году в Кисловодске; отец его происходил из крестьянского рода, мать — дочь пастуха, ставшего впоследствии зажиточным хуторянином. После средней школы Солженицын закончил в Ростове-на-Дону физико-математический факультет университета, одновременно поступил заочником в Московский институт философии И литературы. Не закончив в нем двух курсов, он ушел на войну, с 1942 по 1945 год командовал на фронте батареей, был награжден орденами и медалями. В феврале 1945 года в звании капитана Солженицын был арестован за критику Сталина и осужден на восемь лет, из которых почти год провел под следствием и в пересылке, три — в тюремном НИИ и четыре...смотреть целиком
  3. Сочинение Солженицына о первой мировой войне
    Листов: 3Скачано за неделю: 9
    Задуманный в 1937 и завершенный в 1980 году «Август четырнадцатого» А.И.Солженицына представляет собою значительную веху в художественном освещении Первой мировой войны. Критики уже не раз отмечали его переклички с «Войной и миром» Л.Толстого. Согласимся с В.Потаповым: «Писать так, будто толстовской эпопеи не существовало, Солженицын не мог».(.1) Учитывая неоднократные высказывания писателя о мотивах, побудивших его обратиться к отечественной истории, решающим среди которых, как известно, явилось опровержение господствовавшей в общественном сознании лжи, естественно было бы предположить: писать так, будто не существовало советских произведений об «империалистической...смотреть целиком
  4. Жизнь и творчество А.Солженицына
    Листов: 1Скачано за неделю: 9
    Имя Александра Солженицына, долгое время бывшее под запретом, наконецто по праву заняло свое место в истории русской литературы советского периода. После издания «Архипелага ГУЛАГа» (а это произошло лишь в 1989 году) ни в русской, ни в мировой литературе не осталось произведений, которые представляли бы большую опасность для советского режима. Эта книга раскрывала всю сущность тоталитарного режима. Пелена лжи и само обмана, все еще застилавшая глаза многим нашим согражданам, спадала. После всего, что было собрано в этой книге, что было раскрыто с поразительной силой эмоционального воздействия, с одной стороны, документального свидетельства, с другой искусства...смотреть целиком
  5. Проблема человека и власти в прозе А. Солженицына
    Листов: 2Скачано за неделю: 9
    Не прямой линией, а параболой вычерчен творческий путь Александра Солженицына. Его имя появилось на литературном небосклоне в начале 60-х, в период хрущевской «оттепели», вспыхнуло, напугав поборников «безгласности» времен «застоя», и исчезло на долгие годы, преданное хуле и забвению. И вот совсем недавно вновь прозвучало имя человека, который первым осмелился сказать правду о «сталинщине», который первый призвал и себя, и нас не лгать. Время перемен сняло табу еще с одного имени русского писателя. Нелегкая судьба А. Солженицына похожа на судьбы сотен тыся ч советских людей, которым довелось смотреть в глаза смерти не только на фронтах Великой Отечественной войны, но и в сталинских...смотреть целиком
  6. Жизнь и творчество
    Листов: 1Скачано за неделю: 8
    Александр Исаевич Солженицын — современный писатель, публицист, гражданин. Его жизнь выстраивается как житие. В ней были знамения: с детства он любил церковное пение; когда они жили в Ростове и Александр был пионером, он постоянно натыкался на тюремную очередь. Были в его жизни испытания и искушения. В армии он возгордился. Позже он скажет: “Я ждал свою шоколадку, когда мои солдаты хлебали перловку”. Затем испытание болезнью. Рак. Господь его простил и возложил на него крест. Солженицын дает обет рассказать правду о трагедии человека и страны. В 1959 году появляется рассказ “Один день из жизни Ивана Денисовича”. Он произвел впечатление...смотреть целиком
  7. Мастерство Солженицына в создании литературных характеров
    Листов: 1Скачано за неделю: 8
    Ни для кого не секрет, что чужая душа потемки, а каждый человек уникален и неповторим. Как же писателю удается столь правдиво создавать образы своих героев? Откуда он берет материал для характеров, столь непохожих друг на друга? А. Солженицын говорит по этому поводу: «В том состоят возможности искусства, что человек использует собственный опыт для точной угадки и воссоздания других людей». Поэтому, анализируя образы произведений Солженицына, правильнее говорить не об их автобиографичности, а о богатом жизненном опыте автора. Хотя к герою «по авторской воле» повести «Раковый корпус» Олегу Костоглотову применима и первая характеристика. Но все же, чтобы понять этот образ, необходимо не столько...смотреть целиком
  8. Творческий путь Александра Солженицына
    Листов: 2Скачано за неделю: 8
    Не прямой линией, а параболой вычерчен творческий путь Александра Солженицына. Его имя появилось на литературном небосклоне в начале 60-х, в период хрущевской "оттепели", вспыхнуло, напугав поборников "безгласности" времен "застоя", и исчезло на долгие годы, преданное хуле и забвению. Литературный дебют Солженицына состоялся, когда ему было далеко за сорок: в 1962 году в "Новом мире" была напечатана выстраданная в лагерях повесть "Один день Ивана Денисовича". Началось трудное восхождение. Это произведение вызвало огонь "верноподданнической"...смотреть целиком
  9. Солженицын «Нобелевская лекция по литературе 1972»
    Листов: 3Скачано за неделю: 8
    ХОД УРОКА I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний Проблемный вопрос ♦ расскажите о судьбе героя повести «Один день Ивана Денисовича», его жизненных ценностях. Кто из героев русской литературы духовно близок Шухову? (В судьбе Шухова подчёркнута её типичность: в происхождении, возрасте, внешности, в том, как личные трагедии слились с трагедией всей страны («…окружили их армию всю…», «… в группе такой одной Шухов в плену побыл пару дней…»), в оценке происходящего, в отношении к людям, к себе и к труду. Его позиция поддержана вековой народной мудростью, отражённой в пословицах, которыми изобилует его...смотреть целиком
  10. Проблема человека и власти в прозе А.И. Солженицына ("Палачи и жертвы")
    Листов: 1Скачано за неделю: 7
    Имя Александра Солженицына, долгое время бывшее под запретом, сейчас заняло свое место в истории русской литературы советского периода. В 1989 году в нашей стране был опубликован цикл произведений "Архипелаг ГУЛАГ", анализируя который, можно рас-срыть сущность темы "Палачи и жертвы". Солженицын не скрывает своей неприязни к тем совет-жим, партийным руководителям, а тем более к руководящим работникам НКВД и прокуратуры, которые сами стали объектом жестоких репрессий в 1937 и 1938 годах. В первом томе "Архипелага ГУЛАГ" Солженицын пишет: "Если подробно рассматривать...смотреть целиком
  11. Жизненный и творческий путь Александра Исаевича Солженицына
    Листов: 1Скачано за неделю: 7
    Имя Александра Солженицына, долгое время бывшее в нашей стране под запретом, наконец-то по праву заняло свое место в истории русской литературы. После издания в России “Архипелага ГУЛАГ” (а произошло это лишь в 1989 году) ни в русской, ни в мировой литературе не осталось, казалось, произведений, которые представляли бы большую опасность для советского режима. Эта книга раскрыла всю сущность тоталитарного режима. Пелена лжи и самообмана, все еще застилавшая глаза многим нашим согражданам, спала. После всего, что открыла читателям эта книга-документальное свидетельство, после того, как в памяти запечатлелся чудовищный, фантастический мартиролог жертв “строительства...смотреть целиком
  12. Судьба народа в творчестве А. Твардовского и ее художественное воплощение
    Листов: 2Скачано за неделю: 7
    Судьба народа была одной из главных, если не самой главной темой творчества А. Твардовского. Поэт знал об этой судьбе не понаслышке, он сам был частью народа, сам пережил все те беды и радости, которые выпали на долю русских людей в XX веке. Он никогда не отделял себя от других, уже в зрелые годы, размышляя о своем творчестве, писал: Просто - мне дорого все, что и людям, Все, что мне дорого, то и пою. Вместе со многими молодыми людьми своего поколения А. Твардовский поверил в новую жизнь, в то, что она будет для крестьян лучше прежней. В своих стихотворениях середины 1920-х годов и последующих лет воспел колхозную деревню. Большую известность...смотреть целиком
  13. «Настоящий писатель - то же, что древний пророк». А. П. Чехов
    Листов: 1Скачано за неделю: 7
    Памятник запытанным на следствии, растрелянным в подвалах, умерщвленным на этапах и в лагерях — создан. Л. Чуковская Общеизвестна истина: каждая эпоха творит своего героя, наиболее полно воплотившего ее проблемы, противоречия, чаяния. Немаловажная роль в этом принадлежит литературе. Великие мастера слова не только создавали своих литературных героев, носителей духа времени, но и сами становились властителями дум для многих поколений. Поэтому мы говорим об эпохе А. Пушкина, Ф. Достоевского, Л. Толстого, А. Блока. XX век оказался чрезвычайно богатым на события, вождей, вершителей судеб. Где они, эти...смотреть целиком
  14. Художественный мир Солженицына
    Листов: 1Скачано за неделю: 7
    Солженицын несколько раз высказывал недоверие к романному жанру с его обширной системой персонажей, разветвленной сюжетной структурой, значительной временной протяженностью. Он говорил, что в его прозе должно быть тесно, имея в виду сжатость художественного времени как бы под высоким давлением, что дает возможность большего идеологического и художественного насыщения малой формы. В жанровых определениях своих произведений автор стремится «умалить» жанр: повесть «Один день Ивана Денисовича» он называет рассказом, роман «Раковый корпус» – повестью. Такая жанровая трактовка объясняется особенностью художественного мира Солженицына. В самом названии, «Одного дня...», например, проявляется принцип сжатия художественного времени: в...смотреть целиком
  15. Гулаговская проблематика в прозе Солженицина и Шаламова
    Листов: 2Скачано за неделю: 7
    Воссоздана трагедия, не имевшая аналогов ни в России, ни в мире. В сравнении с дореволюционной тюрьмой оттеняется бесчеловечность тюрьмы советской. «Взрыв атавизма». Причина возникновения и существования ГУЛага - нравственная, умственная и гражданская слабость общества перед государством плюс беспримерная жестокость власти, как бы мстившей своим подданным за то, что они не такие, какими должны быть по марксистскому учению. Шаламова, «Колымские рассказы» которого повествуют о трагедии без катарсиса, Шаламов начал писать свои рассказы в 1954 г., когда вернулся после 17 лет колымских лагерей в Подмосковье и жил в глухом рабочем поселке. Еще раньше, работая лагерным фельдшером в...смотреть целиком
  16. Путь «неугодных» тем в творчестве Солженицына
    Листов: 2Скачано за неделю: 7
    егодня читатель иными глазами смотрит на многие события и этапы нашей истории, стремится более точно и определенно их оценить. Возросший интерес к проблемам недавнего прошлого не случаен: он вызван глубинными запросами обновления. Сегодня настала пора сказать, что самые страшные преступления XX века были совершены германским фашизмом и сталинизмом. И если первый обрушил меч на другие народы, то второй - на свой собственный. Сталин сумел превратить историю страны в серию чудовищных преступлений против нее. В строго охраняемых документах немало позора и горя, немало сведений о проданной чести, жестокости, о торжестве подлости над честностью и преданностью. Это была эпоха настоящего геноцида,...смотреть целиком
  17. Суровая правда жизни в произведениях Солженицына
    Листов: 1Скачано за неделю: 7
    Не прямой линией, а параболой вычерчен творческий путь Александра Солженицына. Его имя появилось на литературном небосклоне в начале 60-х, в период хрущевской "оттепели", вспыхнуло, напугав поборников "безгласности" времен "застоя", и исчезло на долгие годы, преданное хуле и забвению. Литературный дебют Солженицына состоялся, когда ему было далеко за сорок: в 1962 году в "Новом мире" была напечатана выстраданная в лагерях повесть "Один день Ивана Денисовича". Началось трудное восхождение. Это произведение вызвало огонь "верноподданнической"...смотреть целиком
  18. Проблема человека и власти в прозе Солженицына
    Листов: 1Скачано за неделю: 6
    Основной темой творчества А. И. Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательства невозможности существования в ней человека. Всё творчество притягивает читателя своей правдивостью, болью за человека: «...Насилие (над человеком) не живёт одно и не способно жить одно; оно непременно сплетено с ложью, - писал Солженицын. -А нужно сделать простой шаг: не участвовать во лжи. Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, но через меня». В своих произведениях «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус» Солженицын раскрывает ужасную сущность тоталитарного режима. Первый том «Архипелага» содержал подробное...смотреть целиком
  19. Жизнь и творчество А. Солженицына
    Листов: 1Скачано за неделю: 6
    Имя Александра Солженицына, долгое время бывшее под запретом, наконец-то по праву заняло свое место в истории русской литературы советского периода. После издания "Архипелага ГУЛАГа" (а это произошло лишь в 1989 году) ни в русской, ни в мировой литературе не осталось произведений, которые представляли бы большую опасность для советского режима. Эта книга раскрывала всю сущность тоталитарного государства. Пелена лжи и самообмана, все еще застилавшая глаза многим нашим согражданам, спадала. После всего, что было собрано в этой книге, что было раскрыто с поразительной силой эмоционального воздействия, с одной стороны, документального свидетельства, с другой -...смотреть целиком
  20. Проблемы общества в некоторых произведениях А.И. Солженицына
    Листов: 1Скачано за неделю: 6
    Сегодня мы снова и снова обращаемся к нашей истории для того, чтобы не повторилось все это: коллективизация, бездарные приказы высшего военного эшелона во время войны, ГУЛАГ. Мы обращаемся к истории и для того, чтобы лучше понять наше настоящее. Узнать ее помогает наша литература. Романы Васильева, Солженицына, Рыбакова, Можаева — это произведения нашей истории. А.И. Солженицын создал произведения “В круге первом”, “Архипелаг ГУЛАГ”, в которых он рассказал о том, какой на самом деле была революция, что представляли собой лагеря, рассказал о жизни заключенных. В этих произведениях ему удалось воспроизвести такую живую картину жизни заключенных, потому что он сам в течение одиннадцати лет жил в...смотреть целиком
  21. Трагические страницы истории в творчестве А. И. Солженицына
    Листов: 1Скачано за неделю: 6
    Как лихо может измениться жизнь человека за несколько лет. Так уж случилось, что и в России в XX веке произошло множество событий, которые очень серьезно меняли ход ее истории. Александр Исаевич Солженицын пережил вместе с Россией и ее народом все тяготы как военной, так и послевоенной жизни. Солженицын писал о том, что видел сам. Солженицын описывает отдельное событие в своих произведениях. Он не пытается “захватить” сразу всю Россию. Но с помощью этого одного эпизода можно понять, что происходило в каждом селе. Можно понять, как жила страна, как жили люди в это время. Описывая послевоенную Россию, Солженицын выступал как историк. Первым сказал правду. Обнищавший народ,...смотреть целиком
  22. Проблема положительного героя в творчестве А. И. Солженицына
    Листов: 2Скачано за неделю: 6
    Солженицын родился и вырос в Ростовской губернии. До войны работал учителем математики. Во время Великой Отечественной войны на фронте он переписывался с приятелем. Переписку регулярно прочитывали. Друзей посадили в лагерь. Солженицын пробыл там пять лет. В конце пятидесятых годов он вышел на волю и стал писать. Во время «оттепели» напечатал в журнале «Новый мир» повесть «Один день Ивана Денисовича» и рассказ «Матренин двор». После отставки Хрущева «оттепель» постепенно закончилась, и обличительные произведения уже не поощрялись. Однако Солженицын продолжал свое творчество. «Раковый корпус» он отдал в печать за границей. В то время это считалось преступлением, и писатель стал врагом народа, его исключили...смотреть целиком
  23. Историческая тема в русской литературе (по произведениям Александра Солженицына)
    Листов: 2Скачано за неделю: 6
    Писать на историческую тему очень сложно. Дело в том, что задача автора в этом случае - донести и выложить перед читателем то, чему тот не был свидетелем, поэтому этот автор должен обладать громадным чувством ответственности за то, что он написал. Чувство это появляется обычно в том случае, если он был участником описанных им событий. В современной русской литературе наиболее профессиональным и знающим писателем-историком можно с уверенностью назвать Александра Солженицына. В современной России очень много авторов разного качества создают большое количество произведений по истории советской России, но из всех выделяется именно Солженицын - налицо глубокий профессионализм, огромный опыт и, главное, то, что он был участником или свидетелем...смотреть целиком
  24. Как хорошо, что ни современное искусство, ни русский коммунизм не оставляет по себе ничего, кроме архивов
    Листов: 2Скачано за неделю: 6
    Дали как-то сказал: «Если ты из тех, кто считает, что современное искусство превзошло искусство Вермера или Рафаэля, не берись за эту книгу и пребывай в блаженном идиотизме» («Десять наставлений тому, кто хочет стать художником»). Думаю, оспорить трудно. Конечно, великий Сальвадор говорил о живописи, но к литературе это изречение также имеет отношение. Искусство (будь то литература, живопись или музыка) - способ самовыражения, оно помогает нам заглянуть в самые потаенные уголки души. Многие произведения современной русской литературы мне не нравятся по причине отсутствия каких-либо художественно-творческих начал. В наше время рассказ, поэма или роман зачастую являются результатом...смотреть целиком
  25. Трагические страницы истории в творчестве А. И. Солженицына
    Листов: 1Скачано за неделю: 5
    Как лихо может измениться жизнь человека за несколько лет. Так уж случилось, что и в России в XX веке произошло множество событий, которые очень серьезно меняли ход ее истории. Александр Исаевич Солженицын пережил вместе с Россией и ее народом все тяготы как военной, так и послевоенной жизни. Солженицын писал о том, что видел сам. Солженицын описывает отдельное событие в своих произведениях. Он не пытается «захватить» сразу всю Россию. Но с помощью этого одного эпизода можно понять, что происходило в каждом селе. Можно понять, как жила страна, как жили люди в это время. Описывая послевоенную Россию, Солженицын выступал как историк. Первым сказал правду. Обнищавший народ, который...смотреть целиком
  26. Великий сын России (жизнь, деятельность, судьба А. И. Солженицына)
    Листов: 1Скачано за неделю: 5
    Александр Исаевич Солженицын — один из величайших патриотов России в истинном значении этого слова. Его жизнь — это подготовка к жертвенности и “крестный путь” во имя торжества истины. Он почти ровесник революции (родился 11 декабря 1918 года), поэтому на его долю выпало немало испытаний: голод и лишения в юности не смогли помешать выучиться в университете на физико-математическом факультете. Не обошла стороной Солженицына и война, с 1942 по февраль 1945 служил он в “звукобатарее”, а затем ГУЛАГ — осужден на восемь лет, было еще и испытание болезнью — раком. Но выжил, выстоял, не сломался. Сам Солженицын объясняет это “богоизбранничеством”....смотреть целиком
  27. «Поэзия — баба капризная»(В. В. Маяковский и А. А. Вознесенский о назначении поэта и поэзии)
    Листов: 1Скачано за неделю: 5
    Я шагну через лирические томики, как живой с живыми говоря, В. Маяковский Тема назначения поэта и поэзии в русской литературе не нова. Ей отдали дань Державин и Карамзин, Пушкин и Лермонтов, Некрасов и Блок, Маяковский и Вознесенский. Стихотворение Андрея Вознесенского “Разговор эпиграфом” — это прямое продолжение темы, начатой Владимиром Маяковским в стихотворениях “Юбилейное”, “Сергею Есенину” и во вступлении к поэме “Во весь голос”. Как и его великий предшественник, Вознесенский относится к поэзии серьезно, это не просто времяпровождение, а основательная и вдумчивая работа: Владимир Владимирович, разрешите...смотреть целиком
  28. Тема Гулага в произведениях Солженицына
    Листов: 1Скачано за неделю: 5
    Условия, описанные в романе “В круге первом”, еще не самые страшные из тех, в которых порой суждено существовать человеку. Но эта “шарашка” – не пересылка, не тюрьма, не лагерь – все-таки один из кругов ада. Герои в большинстве своим определившиеся люди, сделавшие выбор между добром и злом: “- Вы спросите, кого здесь не держат? Здесь математики, физики, химики, инженеры-радисты, инженеры по телефонии, конструкторы, художники, переводчики, переплетчики, даже одного геолога по ошибке завезли”. Общее занятие работников “шарашки” – создание подслушивающих устройств, дешифрующих человеческий голос. Эта работа может погубить сотни подобных им невиновных людей. Зэки, однако, находят...смотреть целиком
  29. Трагические страницы истории в творчестве А. И. Солженицина
    Листов: 2Скачано за неделю: 5
    Александр Исаевич родился в 1918 году в Кисловодске. После средней школы окончил физико-математический факультет университета в Ростове-на-Дону. Воевал, командовал батареей. Был арестован в 1945 году в звании капитана. В 1953 году был уволен и сослан в Казахстан. В 1956 году его реабилитировали, но ненадолго. В 1974 году, после опубликования за рубежом первого тома книги «Архипелаг ГУЛАГ», он был выслан из страны. Таким образом, были не только нарушены права человека, но и нанесен удар по русской культуре. Писателя оторвали от родной земли, от народа. Сначала он жил в Цюрихе, затем переехал в Америку и поселился там, где все напоминало...смотреть целиком
  30. Проблема положительного героя в творчестве Александра Солженицына
    Листов: 2Скачано за неделю: 5
    Солженицын родился и вырос в Ростовской губернии. До войны работал учителем математики. Во время Великой Отечественной войны на фронте он переписывался с приятелем. Переписку регулярно прочитывали. Друзей посадили в лагерь. Солженицын пробыл там пять лет. В конце пятидесятых годов он вышел на волю и стал писать. Во время «оттепели» напечатал в журнале «Новый мир» повесть «Один день Ивана Денисовича» и рассказ «Матренин двор». После отставки Хрущева «оттепель» постепенно закончилась, и обличительные произведения уже не поощрялись. Однако Солженицын продолжал свое творчество. «Раковый корпус» он отдал в печать за границей. В то время это считалось преступлением, и писатель стал врагом народа, его исключили...смотреть целиком
  31. Проблема человека и власти в прозе А .И .Солженицына
    Листов: 2Скачано за неделю: 4
    Имя Александр Солженицын долгое время было известно лишь узкому кругу людей , его творчество было под запретом . Только благодаря прогрессивным переменам в нашей стране , это имя по праву заняло свое место в истории русской литературы советского периода . После издания «Архипелага ГУЛАГа »(1989 г .) в мировой литературе не осталось произведения , которое представляло бы большую опасность для советского режима . Пелена , закрывавшая глаза многим , была снята . Все , что было собрано в этой книге , так ярко и эмоционально раскрыто , запечатлено и имеет документальные свидетельства . Каждая строчка в книге поражает своей откровенностью , удивляет приводимыми фактами...смотреть целиком
  32. "Мечта о тихом уголке России..." (По прозе А.И. Солженицына.)
    Листов: 2Скачано за неделю: 4
    Александру Исаевичу Солженицыну всегда был дорог воздух свободы — не внешней, до которой путь крайне далек, но неотъемлемой и победительной внутренней воли. Провозвестником ее служит безмолвная русская старуха, встреченная писателем на тихой станции Торбеево, когда их вагон-зак ненадолго замер у перрона: "Крестьянка старая остановилась около нашего окна со спущенной рамой и через решетку окна и через внутреннюю решетку долго, неподвижно смотрела на нас, тесно сжатых на верхней полке. Она смотрела тем извечным взглядом, каким на "несчастных" всегда смотрел наш народ. По щекам ее стекали редкие слезы. Так стояла корявая, и так смотрела,...смотреть целиком
  33. Национальный характер в произведениях А. Солженицына
    Листов: 2Скачано за неделю: 4
    Основной темой творчества А. И. Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательство невозможности существования в ней человека. Но в то же время, именно в таких условиях, по А. И. Солженицыну, наиболее ярко проявляется русский национальный характер. Народ сохраняет силу духа и нравственные идеалы - в этом его величие. Нужно заметить, что герои Солженицына сочетают в себе предельный трагизм бытия и жизнелюбие, так же как в творчестве писателя сочетаются трагические мотивы и надежда на лучшую жизнь, на силу народного духа. Народные характеры показаны писателем в рассказах “Матренин двор” и “Один день Ивана Денисовича” в образах старухи Матрены...смотреть целиком
  34. Тема свободы в произведениях Солженицына
    Листов: 1Скачано за неделю: 4
    В 1960-е годы получили распространение “Крохотки” Солженицына, его стихотворения в прозе. В тон тургеневскому восклицанию “Мы еще повоюем!” Солженицын писал: “Пока можно еще дышать после дождя под яблоней – можно еще и пожить!” (”Дыхание”). “Крохотки” полны свежих мыслей (”Способ двигаться”, “Отраженье в воде”) и самобытных наблюдений (”Вязовое бревно”, “Костер и муравьи”, “Приступая ко дню”). Тема родины – связующая нить “крохоток”. В “Озере Сегден” родина – это озеро и природа, его окружающая. В “Городе на Неве” родина – это Ленинград, прекрасный город на костях, в центр которого ничего нельзя встроить. У...смотреть целиком
  35. Нравственный выбор человека (по произведениям А. Солженицына и В. Быкова)
    Листов: 2Скачано за неделю: 4
    Имя Александра Солженицына, долгое время бывшее под запретом, наконец – то по праву заняло свое место в истории русской литературы советского периода. После издания "Архипелага ГУЛАГа" (а это произошло лишь в 1989 году) ни в русской, ни в мировой литературе не осталось произведений, которые представляли бы большую опасность для советского режима. Эта книга раскрывала всю сущность тоталитарного режима. Пелена лжи и самообмана, все еще застилавшая глаза многим нашим согражданам, спадала. После всего, что было собрано в этой книге, что было раскрыто с поразительной силой эмоционального воздействия, с одной стороны, документального свидетельства, с другой ...смотреть целиком
  36. Национальный характер в произведениях А. И. Солженицына
    Листов: 1Скачано за неделю: 4
    А. И. Солженицын крупнейший писатель XX в., философ-жизнестроитель, вдохновенный заступник России. В своих произведениях он продолжает одну из центральных гуманистических линий русской классической литературы ? идею нравственного идеала, внутренней свободы и независимости даже при внешнем притеснении, идею нравственного совершенствования каждого. В этом он видит национальное спасение. В повести «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», «Захар-Калита» нашли воплощение выстраданные Солженицыным мечтания о неиспорченности, праведнических душах. Повесть «Один день Ивана Денисовича» автор построил на страшном лагерном материале, создав философию бесконечно маленького и одинокого человека,...смотреть целиком
  37. Интересные подробности жизни и творчества А. И. Солженицына
    Листов: 1Скачано за неделю: 4
    Слово «ГУЛАГ», присутствующее в названии книги «Архипелаг ГУЛАГ», является сокращенным обозначением Главного управления лагерей, которому подчинялась система тюрем, концлагерей, пунктов ссылок репрессированных граждан. Эта разветвленная на разные «острова», но единая в своих методах и целях карательная сеть в сталинские времена покрывала собой огромную часть страны. В августе 1973 г. Солженицын на случай нового ареста написал завещание и, когда спустя полгода он был заключен в тюрьму, его жена передала этот текст в «самиздат». В завещании, в частности, писатель провозглашал: «Я заранее объявляю неправомочным любой суд над русской литературой, над единой книгой ее, над любым...смотреть целиком
  38. Характеристика художественного мира А. И. Солженицына
    Листов: 1Скачано за неделю: 4
    тесная связь художественной прозы и публицистики, которая наиболее ярко проявляется в позиции писателя-«гражданина», поднимающего острые вопросы социальной и нравственной жизни, критикующего власть, возвышающего голос в защиту жертв произвола, выступающего в роли пророка и наставника общества; острый интерес к национальной истории, постановка масштабных эпических задач; осмысление исторических событий с точки зрения персонажей, представляющих разные социальные слои, а также противоположные идейные лагеря; автобиографические сюжеты, образы и мотивы; ориентация на «правду факта», точная реалистичность изображения, внимание к бытовым подробностям; наличие персонажей, созданных на основе реальных...смотреть целиком
  39. Проблема человека и власти в прозе Солженицына
    Листов: 1Скачано за неделю: 4
    Проблема человека и власти в Советском государстве становится особенно острой уже в конце 20-х годов XX века – в годы, когда государство явно приобретает черты тоталитарного. Об этом пишут А. Платонов, М. Шолохов, М. Булгаков, но немногое из написанного ими в те годы тогда же увидело свет. Солженицын вошёл в литературу с этой темой внезапно, первопроходцем. В 1962 году появился «Новый мир» с повестью «Один день Ивана Денисовича», в 1963-м – с рассказом «Матрёнин двор». Имя автора было неизвестным для широкой публики, но сразу же стало ясно, что писатель продолжает лучшие гуманистические традиции русской литературы. Повесть «Один день Ивана Денисовича» была написана...смотреть целиком
  40. Творческая работа по рассказу А.И. Солженицына
    Листов: 1Скачано за неделю: 3
    "МАТРЕНИН ДВОР". Как трактовать образ главной героини: жертва или святая? "Не стоит земля без праведника". Пословица Произведение А.И. Солженицына "Матренин Двор" дает яркое представление о выдающемся художественном таланте писателя, его верности правде в литературе. Сквозная тема рассказа "Матренин Двор" - сохранение человеческой души в условиях тяжелой жизни простых деревенских людей. При резкой и даже порой грубой реальности изображения рассказ построен музыкально, как стихи. Всего несколько энергичных строк зачина, где...смотреть целиком
  41. Способ изображения истории в «Архипелаге ГУЛАГ» Солженицына
    Листов: 1Скачано за неделю: 3
    “Архипелаг ГУЛАГ” был написан А. И. Солженицыным между 1958 и 1967 годами и стал составной частью потока документальной литературы в послесталинскую эпоху. В “Послесловии” к этому произведению автор признал: “Эту книгу писать бы не мне одному, а раздать бы главы знающим людям... Уж я начинал эту книгу, я и бросал её... Но когда вдобавок к уже собранному скрестились на мне еще многие арестантские письма со всей страны — понял я, что раз дано все это мне, значит я и должен”. Сам автор “Архипелага” определил его жанр и способ изображения в нем истории как “опыт художественного исследования”. Солженицын предлагает нам...смотреть целиком
  42. «Лагерная» тема в произведениях А.Солженицына и В.Шаламова"
    Листов: 1Скачано за неделю: 3
    Наш спор – не церковный о возрасте книг, Наш спор – не духовный о пользе веры, Наш спор – о свободе, о праве дышать, О воле Господней вязать и решать. В. Шаламов «Лагерная» тема вновь резко поднимается в ХХ веке. Многие писатели, такие как Шаламов, Солженицын, Синявский, Алешковский, Гинзбур, Домбровский, Владимов свидетельствовали об ужасах лагерей, тюрем, изоляторов. Все они смотрели на происходящее глазами людей, лишенных свободы, выбора, познавших, как уничтожает человека само государство через репрессии, уничтожения, насилие. И только тот, кто прошел через все это, может до конца понять и оценить любое произведение о политическом терроре, концлагерях....смотреть целиком
  43. Проблема человека и власти в прозе А. И. Солженицына
    Листов: 1Скачано за неделю: 3
    Проблема человека и власти, проблема преступления власти против личности становится в Советской России актуальной уже в 20-е гт. XX в. — в годы, когда государство явно и ярко приобретает черты тоталитарного государства. Проблема русского национального характера в контексте тра­гической эпохи стала сквозной темой отечественной литературы XX в. Ее исследуют Андрей Платонов, Михаил Шолохов, Михаил Булгаков, Вла­димир Дудинцев, Анатолий Рыбаков, Александр Солженицын. В 1962 г. в журнале «Новый мир» была напечатана повесть Алексан­дра Исаевича Солженицына «Один день Ивана Денисовича», которая бук­вально потрясла советскую читающую публику. После опубликования повес­ти двести...смотреть целиком
  44. О творчестве А. И. Солженицына
    Листов: 1Скачано за неделю: 3
    А. И. Солженицын появился в «официальной» советской литературе в эпоху хрущевской «оттепели», когда на фоне процессов развенчания культа личности Сталина, посмертной реабилитации погибших жертв репрессий, освобождения из тюрем и лагерей сотен тысяч невинных людей и относительной либерализации государственно-общественного устройства началось оживление литературной жизни. Первой ласточкой наступления периода «оттепели» в литературе стало появление на страницах прогрессивного журнала «Новый мир» повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича», созданной на основе собственных впечатлений писателя от лагерной жизни. Описав заурядный день заурядного «зэка», отбывающего срок по ложному политическому обвинению,...смотреть целиком
  45. Нравственная проблематика прозы А. И. Солженицына
    Листов: 1Скачано за неделю: 3
    В вопросе о нравственной проблематике в прозе Солженицына хотелось бы обратить внимание на рассказ «Матренин двор», который изначально назывался «Не стоит село без праведника». И праведник этот - Матрёна Васильевна, одинокая женщина лет шестидесяти, без средств к существованию, но бескрайне добрая, готовая отдать то малое, что у неё есть. А окружающие ее люди с жадностью это берут, да ещё и осуждают Матрёну за безвозмездную отзывчивость - «глупая, помогала чужим людям бесплатно». Такой образ настоящей русской души рисует Солженицын. А между тем Матрёне очень нелегко пришлось в жизни - ее муж ушёл на войну и не вернулся, все шестеро детей умерло - «до трех месяцев не доживали и не...смотреть целиком
  46. Героизации народного характера в романах Солженицына
    Листов: 2Скачано за неделю: 3
    В рассказах 50-60-х годов и в романах «Раковый корпус» и «В круге первом» Солженицын далек от нарочитой героизации народного характера. Напротив, он стремится увидеть высокое, праведное и даже героическое в самой, казалось бы, негероической обстановке. Здесь возникает новая тенденция для всей советской литературы, которая стремилась видеть героическое именно в исключительной ситуации – на поле боя или в тылу врага, на строительстве или производстве, исключительная сложность которого требовала от личности именно героической самореализации. Солженицын противопоставляет этой тенденции иное понимание не только героического, но и вообще возвышенного в человеке. В ситуации, когда тоталитарная культура утверждает...смотреть целиком
  47. Национальный характер в произведениях Солженицина
    Листов: 1Скачано за неделю: 3
    А. И. Солженицын ? крупнейший писатель XX в., философ-жизнестроитель, вдохновенный заступник России. В своих произведениях он продолжает одну из центральных гуманистических линий русской классической литературы ? идею нравственного идеала, внутренней свободы и независимости даже при внешнем притеснении, идею нравственного совершенствования каждого. В этом он видит национальное спасение. В повести «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», «Захар-Калита» нашли воплощение выстраданные Солженицыным мечтания о неиспорченности, праведнических душах. Повесть «Один день Ивана Денисовича» автор построил на страшном лагерном материале, создав философию бесконечно маленького и одинокого человека,...смотреть целиком
  48. Жизнь и творчество Александра Солженицына
    Листов: 1Скачано за неделю: 3
    Чем притягивает творчество Солженицына? Правдивостью, болью за происходящее, прозорливостью. Писатель, историк, он все время предупреждает нас: не потеряйтесь в истории. "Скажут нам: что ж может литература против безжалостного натиска открытого насилия? А не забудем, что насилие не живет одно и не способно жить одно: оно непременно сплетено с ложью, — писал А.И.Солженицын. — А нужно сделать простой шаг: не участвовать во лжи. Пусть это приходит в мир и даже царит в мире — но не через меня". Писателям же и художникам доступно большее: победить ложь. Солженицын и был таким писателем, который победил ложь. Как и следовало ожидать, победа эта не далась ему даром. Судьба...смотреть целиком
  49. Автор и его герой в одном из произведений А .И .Солженицына
    Листов: 2Скачано за неделю: 2
    Имя Александр Солженицын долгое время было известно лишь узкому кругу людей , его творчество было под запретом . Только благодаря прогрессивным переменам в нашей стране , это имя по праву заняло свое место в истории русской литературы советского периода . После издания «Архипелага ГУЛАГа »(1989 г .) в мировой литературе не осталось произведения , которое представляло бы большую опасность для советского режима . Пелена , закрывавшая глаза многим , была снята . Все , что было собрано в этой книге , так ярко и эмоционально раскрыто , запечатлено и имеет документальные свидетельства . Каждая строчка в книге поражает своей откровенностью , удивляет приводимыми фактами...смотреть целиком
  50. ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА
    Листов: 1Скачано за неделю: 2
    Так уж сложилось, что в большинстве литературных произведений главными героями становятся мужчины: мужественные, сильные и со своими слабостями - они чаще становятся главными действующими лицами произведений, особенно прозаических. Но наша жизнь - это переплетение человеческих судеб. И, конечно, в литературе совершенно невозможно обойтись лишь "сильными мира сего".Женские образы - это особая тема. Они играют разные роли в произведениях: иногда они являются катализаторами событий, непосредственными их участниками; зачастую без них сюжет не имел бы такого эмоционального настроя, красочности.Как и у любого автора, женские образы у Солженицына имеют свои характерные особенности....смотреть целиком
  51. Архипелаги А. И. Солженицына
    Листов: 1Скачано за неделю: 2
    В последние годы мы получили возможность познакомиться со многими произведениями, от которых волевым решением коммунистических идеологов были насильственно отлучены. Нам стали доступны произведения В. Гроссмана, Г. Владимова, В. Набокова, В. Максимова, В. Войновича и многих других писателей. Среди этого потока имен и блестящих произведений выделяется имя А. И. Солженицына, лауреата Нобелевской премии, ныне здравствующего классика нашей литературы. Уже публикация в 60-х годах в "Новом мире" повести А. И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича" произвела настоящую сенсацию в обществе. Иван Денисович — простой русский...смотреть целиком
  52. Суровая правда жизни в произведениях А. И. Солженицына
    Листов: 1Скачано за неделю: 2
    ...Первым осмелился сказать правду о сталинизме ...первый призвал и себя, и нас не лгать. "Литературная газета". 1989, 7 июня Не прямой линией, а параболой вычерчен творческий путь Александра Солженицына. Его имя появилось на литературном небосклоне в начале 60-х, в период хрущевской "оттепели", вспыхнуло, напугав поборников "безгласности" времен "застоя", и исчезло на долгие годы, преданное хуле и забвению. Литературный дебют Солженицына состоялся, когда ему было далеко за сорок: в 1962 году в "Новом...смотреть целиком
  53. Проблема человека и власти в прозе Солженицына
    Листов: 2Скачано за неделю: 2
    Не прямой линией, а параболой вычерчен творческий путь Александра Солженицына. Его имя появилось на литературном небосклоне в начале 60-х, в период хрущевской «оттепели», вспыхнуло, напугав поборников «безгласности» времен «застоя», и исчезло на долгие годы, преданное хуле и забвению. И вот совсем недавно вновь прозвучало имя человека, который первым осмелился сказать правду о «сталинщине», который первый призвал и себя, и нас не лгать. Время перемен сняло табу еще с одного имени русского писателя. Нелегкая судьба А. Солженицына похожа на судьбы сотен тысяч советских людей, которым довелось смотреть в глаза смерти не только на фронтах Великой Отечественной войны, но и в сталинских...смотреть целиком
  54. Размышление над произведениями А. И. Солженицына
    Листов: 1Скачано за неделю: 2
    Творческий путь Александра Солженицына чрезвычайно сложный. Его фамилия возникла в конце 60-х, во время хрущевской «оттепели», вспыхнуло, испугав сторонников «негласности» времен «застоя», и исчезла на долгие годы. Солженицын состоялся как писатель, когда ему было больше сорока: в 1962 году в «Новом мире» была напечатана повесть «Один день Ивана Денисовича». Его восхождение проходило очень трудно. Повесть вызвало большое количество критики. Его даже обвиняли в очернительстве советской власти и распространении антигероя. И только с помощью немаловажного мнения А.Т.Твардовского, главного редактора журнала «Новый мир», повесть напечатали, таким образом, она заняла надлежащую ей нишу в литературе...смотреть целиком
  55. "Проблема национального характера в одном из произведений современной русской литературы”
    Листов: 1Скачано за неделю: 1
    Национальный характер в произведения А.И.Солженицына. Основной темой творчества А.И. Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательство невозможности существования в ней человека. В таких условиях, по А. И. Солженицыну, наиболее ярко проявляется русский национальный характер. Народ сохраняет силу духа и нравственный идеалы при таких обстоятельствах – в этом его величие. Нужно заметить, что герои Солженицына сочетают в себе предельный трагизм бытия и жизнелюбие, так же как в творчестве писателя сочетаются трагические мотивы и надежда на лучшую жизнь, на силу народного духа. Чисто народные характеры показаны писателем в рассказах “Матрёнин двор” и “Один день Ивана Денисовича”...смотреть целиком
  56. Национальный характер в произведениях Солженицина
    Листов: 1Скачано за неделю: 1
    А. И. Солженицын ? крупнейший писатель XX в., философ-жизнестроитель, вдохновенный заступник России. В своих произведениях он продолжает одну из центральных гуманистических линий русской классической литературы ? идею нравственного идеала, внутренней свободы и независимости даже при внешнем притеснении, идею нравственного совершенствования каждого. В этом он видит национальное спасение. В повести «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», «Захар-Калита» нашли воплощение выстраданные Солженицыным мечтания о неиспорченности, праведнических душах. Повесть «Один день Ивана Денисовича» автор построил на страшном лагерном материале, создав философию бесконечно маленького и одинокого человека,...смотреть целиком
  57. Книги, важные для становления Солженицына как пи­сателя
    Листов: 1Скачано за неделю: 1
    В СССР в сталинский период под негласным запретом нахо­дились книги Ф. М. Достоевского, не переиздавался и стал прак­тически библиографической редкостью «Толковый словарь жи­вого великорусского языка» В. И. Даля. Когда Солженицын находился в спецтюрьме № 16 («Мар­финская шарашка»), где работал как инженер, он имел возмож­ность читать книги, которых не было в обычных библиотеках страны. В это время он познакомился с книгами Достоевского и словарём Даля, который в буквальном смысле можно читать как художественное произведение. Даль научил Солженицына вдумываться, вслушиваться в речь, дорожить звучанием исконно русских слов. Достоевский поразил Солженицына...смотреть целиком
  58. Отображение истории народа в творчестве Солженицына
    Листов: 1Скачано за неделю: 1
    Школьное сочинение по рассказу «Матренин двор». Солженицын Александр Исаевич жил в нелегкие годы Советской России. Один из многих авторов он творил в Сталинскую эпоху, которая характеризуется господствующими насилием, деспотизмом и произволом власти. Переживания людей вызваны несправедливым социальным строем, они очень сильно волновали Солженицына. Один из немногих, он не побоялся рассказать честно о жизни крестьян, об их проблемах, автор показывает нелегкую, полную трагизма судьбу русских людей, раскрывает причины его несчастий в рассказе «Матренин двор». Действие рассказа происходит в деревне Тальново. Ее обитатели живут в непригодных для человека условиях: нет электричества, билетов на железнодорожный проезд, пунктов...смотреть целиком