Стриндберг является автором пятидесяти восьми пьес, пятнадцати романов, свыше сотен рассказов и трех поэтических сборников. Его гений драматурга признавали Дж.Б. Шоу, который отдал свою Нобелевскую премию, чтобы оплатить перевод произведений Стриндберга на английском языке, а Ю. О’Нил был убежден, что Стриндберґ «до сих пор остается наиболее современным из современников, величайшим толкователем театра характерных духовных конфликтов, которые составляют драму - кровавую драму - нашей настоящей жизни».

Круг научных интересов Стриндберга был основанием для сравнения его с Й.В. Гете: он изучал китайский язык, писал работы по тематекам лингвистика, этнография, история, биология, астрономия, астрофизика, математика. Вместе с тем занимался живописью, отдавал должное и увлекался мистическими доктринами, прежде всего Э. Сведенборга, перевел шведскую книгу Э. Гартмана о психологии несознательного, которое постоянно интересовало писателя, и этот интерес обозначился на его произведениях. Был знаком с Ф. Ницше, и его идеи о сильной личности оказывали содействие становлению стриндберговской концепции об аристократии духа.

Само представление Стриндберга о состоянии общества является весьма своеобразным: он разделял людей на представителей «высших» и «низших» классов, но к «высшим» классам у него большей частью принадлежали женщины, которые, по его теории являются угнетателями мужчин, а к «низшим» - лишенные женщинами самостоятельности, угнетенные мужчины. Здесь ярко сказалось убеждение Стриндберґа в том, что жизнь является обычной борьбой двух статей, победительницами в которой благодаря многочисленным проискам и обманам выступают женщины. Но он также не пренебрегал и социальными отличиями для характеристики «высших» и «низших» классов, тем не менее, к т.н. «высшим» классам всегда относился с большим недоверием.

Стриндберґ особенно остро ощущал переходность своей эпохи.

Имея очень неустойчивую психику - он даже был предрасположенным к психическим заболеваниям, - Стриндберг имел сложный характер, тяжело сходился с людьми, а нередко и порывал с ними отношения без любых на то оснований. Мания преследования и мания величия развили у него, вероятно, через особую впечатлительность натуры, которые иногда доходили вплоть до галюцинаций. Сложность личности в значительной мере была обусловлена и его происхождением: отец Стриндберга был аристократом, просвещенным светским мужчиной, а мать - служанкой. Родители вступили в брак незадолго до рождения писателя, хотя к тому времени у них уже было трое детей. Таким образом, положение пребывания между двумя мирами, между двумя классами и двусмысленность своего происхождения Стриндберг ощутил еще с малых лет. Закончив школу, Стриндберґ вступил в Упсальский университет, где изучал филологию, философию и химию, тем не менее после разрыва с отцом в 1968 г. покинул университет. Был школьным учителем, репетитором, журналистом, телеграфистом. Став помощником библиотекаря в Королевской публичной библиотеке (1874-1882), Стриндберг серьезно занялся историей, литературой и театром.





В 1871 г. Стриндберг написал кандидатскую диссертацию « Хакон-Ярл, или Идеализм и реализм», где выдвинул мысль о необходимости для искусства соотноситься с «правдой действительности». Развивая эту идею в цикле «Перспективы» («Perspektiver», 1872), Стриндберґ возразил «болезненный, фальшивый идеализм прошлых десятилетий».

Литературным дебютом Стриндберґа можно считать драму «Местер Улуф»(«Master Olof», 1872), посвященную одному з важнейших для Швеции периодов - эпоса Реформации. Автор старался показать борьбу за общее равенство и выступил против т.н. «высших» классов. «Местер Улуф» имел три редакции: 1872 - прозаичная; 1874 - сценическая и 1877 - стихотворная. Деятель Реформации Улуф (Олаус) Петре, который осуждает защита дворянских привилегий и притеснения анабаптистов, - сильная личность, тем не менее, противоречивая: он не только «идеалист», а и «отступник» от общего дела бунтарей. Рядом с Улуфом Стриндберґ ставит печатника Йерда, человека волевого и целенаправленного. Будто проводя аналогию между прошлым и современностью, драматург видит в истории постоянную борьбу между моральным и интеллектуальным прогрессом, с одной стороны, и политическими пережитками - со второго. Драма возникает и как широкое историческое полотно (картины национальной жизни), и как произведение глубокого социально-философского и психологического планов. Роман «Красная комната» («Roda rummet», 1879) стал своеобразным манифестом шведского реализма.

Перед нами возникает формирование личности главного героя - Арвида Фалька, который не может оставаться чиновником, так как понимает бестолковость своей работы. В гротескной форме автор описывает многочисленные канцелярии, где полным-полно мелких чиновников, которые более всего боятся, чтобы кто-нибудь из них не занялся настоящим делом. Высшие же чиновники вообще не появляются на службе, им даже жалованье приносят домой. Все эти канцелярии ничем не отличаются одна от друой, везде просят соблюдать тишину, «народ обзывают быдлом» и считают, что при соответствующих обстоятельствах он пригоден для того, чтобы стать пушечным мясом. Чиновники, журналисты, коммерсанты, художники, обыватели пестрой толпой проходят перед нами, будничная жизнь становится материалом для писателя. Стриндберґ-Романист писал в статье по случаю дежурного юбилея Г. К. Андерсена: «У меня было много учителей: Шиллер и Гете, Виктор Гюґо и Диккенс, Золя и Палудан (Ф. Палудан-Мюллер - датский писатель XIX ст.), но я подписываю свою статью как Август Стриндберґ, ученик Г. К. Андерсена». Андерсена, который создавал сказки о современности, он ценил выше всего В «Красной комнате» Стриндберґ выступает также как последователь Марка Твена, Ч. Диккенса и Палудана-Мюллера, хотя андерсеновское влечение к прекрасному и вера в его триумф постоянно пробиваются сквозь грязь и бездуховность изображенного в романе мира.

70-80 гг. исследователи считают периодом реалистического творчества Стриндберґа. В начале 80-х гг. особенно оживился интерес писателя к жизни народа, его больших творческих сил. Конфликт с обществом все больше обострялся и достиг апогея после статьи «Новое государство» («Det nya riket», 1882), когда писателю в 1883 г. пришлось эмигрировать. Эмиграция фактически будет длиться до 1899 г. Статьи Стриндберґа свидетельствуют о его увлечении социализмом. Цикл новелл «Утопии в действительности» («Utopier и verkligheten», 1885) отражает ожидание автора возможности социальной справедливости и социального мира. Первый автобиографический роман «Сын служанки» («Tjanstekvinnans son», 1886-1887) связанный с близкой для автора в те года темой положения простого люда, раскрывает особенности психологии самого автора.

Стриндберг пребывал в Германии, Швейцарии, Австрии, Англии и особенно долго во Франции, тесно познакомился с видными писателями, общественными деятелями и философами в свое время: норвежйцем Б. Бйорнсоном, датчанином Г. Брандесом, французом Э. Золя, немцем Ф. Ницше. Их личное влияние обозначилось на его взглядах и творчестве уже в конце 80-х гг. Идеи духовной элитарности Ницше у Стриндберга приобрели особую остроту (при его полнейшей бескомпромиссности и мании величия); натуралистическая теория Золя испытывает изменения, оклоняясь во внимании к будничности, подробных исследовании разнородных влияний среды на человека, подчеркнутому вниманию к тем отличиям, что обусловлены положением. У писателя возникает убеждение, что мужчины и женщины находятся в состоянии обычной борьбы между собой, даже любовь он интерпретирует лишь как постоянное противостояние в любви-ненависти. В конце 80-х гг. сформировался натурализм Стриндберґа, что объединяется с символистичными элементами. Этот период включает и начало 90-х гг. Наиболее заметными произведениями этого периода стали драмы «Отец» («Fadren», 1887) и «Фрекен Юлия» («Froken Julie», 1888).

Предисловие к последней драме стала манифестом шведского натурализма, который справил значительное влияние на многих писателей Европы, а более всего - на К. Гамсуна. Автор сообщает о том, что он избирает «мотив, который … далекий от современных политических конфликтов»; при этом он утверждает, что тема «социального восхождения или падение, конфликт высокого или низкого … конфликт между мужчиной и женщиной были, есть и будут порождать постоянный интерес». Он же у «Фрекен Юлии» изображает «гибель целого рода» - так выходит на поверхность натуралистическая идея биологического развития человека.