Нравственные, вечные проблемы всегда являлись одной из основных тем русской литературы, посвященной военной тематике. Тема человека на войне была для России главной, лакмусовой бумажкой в проверке на человечность.
Нравственной проблематикой, темой выбора на войне наполнена проза В. Быкова, В. Астафьева, Ч. Айтматова многих других. Таким откровением стал роман «Живые и мёртвые» Симонова.
Писатель передаёт горечь, что за победу надо платить не «малой кровью», а бесконечными жертвами. Константин Симонов очень правдиво показывает ужас и трагедию войны. Это стало художественным открытием. И лишь когда в литературу приходит поколение «лейтенантов», которые видели правду, не умели лгать на фронте и не лгали пером, тогда и появилось ощущение трагедии воюющего человека. Начинает проявлять себя тема выбора. Герой начинает убивать, чтобы спастись и отстоять страну.
К такой литературе относится и повесть А. Адамова «Каратели». Каратели многонациональны, они расстреливают деревнями. Всё, что происходит, дано глазами пулемётчика Тупиги, одного из карателей. Здесь Адамов использует приём выбора - его герой, лейтенант Серёжка Белый, улизнул из лагеря, видит стол, шагает к нему. Белый расстреливает заложников, не щадя детей.
Тема выбора звучит во всех произведениях о войне. Вот и в повести Кондратьева «Сашка» главный герой с тоской и надрывом считает шаги, которые отмеряет за его спиной капитан. А надо-то только убить немца. Для Кондратьева - это подвиг, главное - остаться человеком. Даже капитан понял что-то и приказал отвести немца в штаб.
Подвиги - это нравственный перелом, это духовный подъём. Благодаря таким, как Сашка, была одержана победа. Ибо они несли определённый нравственный заряд.
В русской фантастике наиболее остро эти проблемы стоят в повестях и рассказах братьев Стругацких. В повести «Трудно быть богом» авторы рассматривают тему вмешательства в историю вообще - в чужой уклад.
Нравственную проблему «Что есть счастье? Какой ценой оно достаётся?» - должны решать герои «Пикник на обочине». Человек в произведениях Стругацких всегда стоит перед выбором, перед ним всегда раскрывается множество разных путей, и только один из них - верный. Тема выбора - вообще наиболее острая тема для литературы двадцатого века, века, пережившего две мировых войны.
Именно о выборе - повесть Стругацких «За миллиард лет до конца Света», о которой я и хотела рассказать.
Персонажи сталкиваются с совершенно необъяснимым явлением: какая-то неведомая сила пытается заставить их прекратить работу над тем, что им интересно, над тем, чему они готовы посвятить всю свою жизнь. Методы воздействия самые разные - от страшной головной боли до неожиданно появляющихся женщин, а цель одна -заставить отказаться от любимого дела. Люди оказываются перед этой силой в полном одиночестве - у них нет ни друга, который мог бы защитить, ни даже врага, с которым можно было бы бороться.
Нравственный выбор максимально заострён, альтернатива ясна - либо капитуляция, либо полное опасностей неведомое будущее.
Капитуляция неизбежно ведёт за собой потерю уважения к самому себе, деградацию личности. И все герои - все до одного - это прекрасно понимают и знают о последствиях своих поступков, но у всех (кроме Вечеровского, конечно) понятие чести - понятие чисто риторическое. Глухов, один из сдавшихся, говорит: «В наше время стреляются, так как стыдятся перед обществом, друзьями, а в прошлом стрелялись из-за стыда перед самим собой. А в наше время почему-то считается, что сам с собой человек всегда договорится».
Да, именно в этом их беда, в способности «договориться с собой», «придумать разумное и убедительное оправдание для капитуляции».
Вайтгарден говорит: «Самое ценное, что есть в мире -это моя личность, моя семья, мои друзья, а остальное пусть катится к чёртовой матери!»
Но, сдавшись, он теряет свою личность и уже не может, открыто посмотреть в глаза семье и друзьям.
Малянов также оправдывает свою слабость заботой о семье, но они сам прекрасно понимает, что становится недостойным её. Единственный не сдавшийся -Вечеровский - сохраняет своё достоинство. Он даже не позволяет себе осуждать других, но для него выбор ясен и однозначен, ибо живо в нём понятие чести.
Итак, мы видим, что в своём творчестве братья Стругацкие постоянно поднимают нравственные проблемы, в особенности - проблему выбора. Всегда существует единственный верный путь, который подсказывает человеку его совесть, но если свернуть с него, то всю жизнь перед собой будут тянуться «глухие кривые окольные тропы...».