Придет Покров, девке голову покроет.
(Поговорка)

Русские народные традиции уходят своими корнями в глубь веков. Россия по сути — страна крестьянская, и культура наша берет начало из сельского быта. В деревенской жизни самим нашим народом, по завещанию предков, были установлены так называемые “свадебные недели”, которые тянулись от Крещения до Масленицы и особенно соблюдались в купеческом быту.
Последние в году свадьбы были приурочены к Покрову, а засидевшиеся в девках в эти дни обязательно ходили в церковь молиться, чтобы им Бог хороших женихов послал. В молитве были такие слова: “Покров, Пресвятая Богородица, покрой мою бедную головку жемчужным кокошником, золотым подзатыльником”. Девушки обращались также к апостолу Андрею, великомученице Екатерине, к Ниле и Параскеве.
Крестьяне напряженно трудились весну и лето. Работы обычно заканчивались к Покрову. Наши предки и ко времени относились бережливо, по-хозяйски, поэтому парни, например, чаще всего использовали именно эти дни для поисков себе помощницы, притом даровой.
Красочные и поэтичные девичьи хороводы заводились еще весной и продолжались до самого Покрова. Осенние посиделки сближали юношей и девушек, на них девушки часто занимались рукоделием, а у парней как бы была возможность выбрать себе в жены мастерицу по душе. Парни, которые уезжали на заработки в дальние края, спешили к Покрову вернуться с деньгами, потому что надо было на что-то свадьбу справлять.
Как видим, важнейший момент в жизни наши предки приурочивали к более подходящим для их реализации годовым циклам.
Если посмотреть на это с психологической точки зрения, то и здесь все продумано. В Покров даже самые яростные противники брачных уз становились сговорчивее, а девушки мечтали побыстрее расплести девичью косу и покрыть голову бабьим повойником. Они верили, что если Покров не покроет, то не покроет и Рождество снегом землю... А без снега земля промерзнет и урожай не уродится.
Замечательно и то, что даже если не осуществлялись надежды, девушки не отчаивались, а продолжали как ни в чем не бывало веселиться вместе со своими счастливыми подружками. Никогда не завидовали и поэтому душой были прекрасны и в конце концов находили свое счастье...
Но не только брачными хлопотами отличался этот праздник. Важное значение он имел и в экономической жизни нашего народа. Именно к этому дню чаще всего определялись сроки найма сезонных рабочих. Наемные “срочники” обычно работали с Ильина дня до Покрова, потому и говорили: “Подожди до Покрова — весь долг выплачу”.
В эту пору спешили закончить все торговые сделки, платежи. Погреба заполнялись в зиму различными соленьями и вареньями. Последними хлопотами для зимнего стола были яблочные. В самый канун Покрова антоновку мочили. В избах в эти дни стоял изумительный яблочный дух. Сразу я вспомнила, как сладко описал в своей поэтической прозе это время Иван Алексеевич Бунин. Через аромат собранных антоновских яблок писатель выразил всю душу русского народа.
Праздник праздником, а работы хватало: “Дом не велик, а скучать не велит”. На Покров спешили подремонтировать дом к зиме: “ухитить избу”, “захватить тепла до Покрова”. На эту тему целые присловья слагались, например: “не ухитить до Покрова — не будет такова” — и придется просить: “Батюшка Покров, натопи нашу избу без дров”. Это чтобы Покров послал теплых деньков — осмотреться и успеть всего заготовить впрок.
Я всегда восхищаюсь гармоничности восприятия природы нашими предками. Они, как сейчас говорят, не дергались, а верили, что “укроет владычица своим Покровом землю и скажет сыну: “Господи, вот и зима пришла, все наработались, напаслись... благослови их, Господи, отдохнуть, лютую зиму пережить. Покров мой над ними будет”.
Через приметы этой поры наши замечательные писатели талантливо передавали горе и радость русских тружеников. Например, по одной строчке Н. Некрасова: “Только не сжата полоска одна, грустную думу наводит она...” — читатель уже видит картину человеческой трагедии. Ясно, что крестьянин осенью не оставит хлеб неубранным. Значит, с ним произошла беда... А у Тютчева читаем: “Лишь паутины тонкий волос / Блестит на праздной борозде...” “Праздная” борозда говорит нам о том, что в жизни крестьянина все в порядке. Не могу не вспомнить в связи с этим и мальчика Ваню из “Лета Господня” И. С. Шмелева. Он жил по православному годовому циклу и мужал духовно.
Закончить эту любимую для меня тему я хочу стихами Е. Баратынского, очень созвучными моему сегодняшнему настроению и вообще, по-моему, объясняющими тягу русского человека к своим корням:

Я возвращуся к вам, поля моих отцов,
Дубравы мирные, священный сердцу кров!
Я возвращуся к вам, домашние иконы!

О дом отеческий! О край всегда любимый!
Родные небеса!..