1. Творчество И. А. Бунина.
2. Мотивы одиночества в лирике.
3. Одиночество лирического героя
4. Близость и разница во взглядах Бунина и Лермонтова.
5. Бунин как продолжатель и отрицатель наследия символизма.

И. А. Бунин — человек со сложной, трагической судьбой. Он представитель уважаемого дворянского рода, способный к тонкому чувствованию и пониманию окружающего мира, мира природы и мира человеческих отношений. После Октябрьской революции он был вынужден покинуть Россию, однако остался навсегда предан ей. Бунин создавал свои легкие, потрясающие произведения как в стихах, так и в прозе. Поэтический мир Бунина схож с миром Ф. И. Тютчева и А. А. Фета, так как читатель может найти в нем такое же обожествление природы родного края, восхищение русскими пейзажами.

Современники прозаика и поэта так отзывались о нем: «Изящный человек, худой, тонкий, барин средней России» (Б. К. Зайцев), «...один из последних лучей какого-то чудного русского дня» (Г. В. Адамович). Сам он относился к своему творчеству иначе, чем окружающие и стоял особняком в рамках русской литературы: «Я не портной, чтобы прилаживаться к сезонам», — писал он Н. Д. Телешову в 1900 году... — Как ни кинь, все тяжко одиночество...».

Одиночество — состояние, характерное для многих стихотворений Бунина. При этом это состояние по-разному может им оцениваться — от драгоценного подарка судьбы, до страшного проклятья его лирического героя и самого автора:

И только ночью, когда бушует
Осенний ветер, все чуждо снова...
И одинокое сердце тоскует:
О, если бы близость сердца родного!
...и веет на вершине
Дыханьем смерти, холодом пустыни.
Усадьба по-осеннему молчала.
Весь дом был мертв в полночной тишине...

Название стихотворения «Запустение» этого же года говорит само за себя:

Нам жутко здесь. Мы все в тоске, тревоге...
Пора свести последние итоги.
Я изнемог, и мертвый стук часов
В молчании осенней долгой ночи
Мне самому внимать нет больше мочи!

Состояние лирического героя не просто удручающее, оно близко к кризису. Но проступает отчетливое желание избавиться от кризиса, вновь обрести нормальное душевное настроение. Это спокойствие и гармонию автор может обрести только при общении с природой, часто ночью, когда на землю приходит тишина. Именно в такие моменты герой может постигать Бога и беседовать с ним. Именно об этом и рассказывает стихотворение «Как в апреле по ночам в аллее».

Как в апреле по ночам в аллее,
И все тоньше верхних сучьев дым,
И все легче, ближе и виднее
Побледневший небосклон за ним.

Первая строка переносит читателя к месту действия произведения, к месту нынешнего существования героя. Можно понять, что здесь он проводит много времени, раз может сравнивать настроение и состояние природы, да и само слово «по ночам» говорит о том, что это место любимо героем. Сравнение ночной поры с апрелем необычно и тонко, оно передает настроение свежего, хрустально-чистого воздуха. Кроме того, апрель как весенний месяц, пора обновлений и оживающей природы, является символом того, ради чего приходит сюда лирический герой почти каждую ночь. Можно понять теперь, чего герой и автор ищут здесь, что мечтают вновь обрести.

Этот верх в созвездьях, в их узорах,
Дымчатый, воздушный и сквозной,
Этих листьев под ногами шорох,
Эта грусть — все то же, что весной.

В этих строках Бунин близок М. Ю. Лермонтову с его ставшим классическим стихотворением:

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом...

И так же, как и герою Лермонтова, оказавшегося в одиночестве под огромным, захватывающим дух небом, герой писателя испытывает грусть и тоску, такую же, какую испытывал до этого. Но если лирический герой Лермонтова ищет забытья и его не волнует, не радует его прошлое:

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть, —

то герой Бунина совершенно иной. В прошлом он находит силы, молодость и легкость, о которой грустил:

Снова накануне. И с годами
Сердце не считается. Иду
Молодыми, легкими шагами
И опять, опять чего-то жду.

Таким образом, герой произведения одинок. Его печалит одиночество, он ищет иной себе судьбы. Но при он этом не отказывается от прошлого, а наоборот, принимает его. И прошлое приносит с собой молодость и легкость, утоляет тоску, помогает погрузиться в минувшее герою природу, волшебное для поэта сочетание ночи и темной аллеи.

Стихотворение удивительно лаконично — всего три четверостишья из коротких строк. При этом в небольшом объеме — маленькая история душевного состояния героя. Произведение перекликается с известным стихотворением Лермонтова, однако это переплетение художественных образов только сильнее разводит два текста между собой. Если лермонтовский герой стремится избежать событий прошлого, да и воспоминаний об этих событиях, то Бунин находит в прошлом силу. При этом тема возвращающегося прошлого и его значения для героя частотна в творчестве автора. Она встречается не только в его стихотворениях, но и в прозаических текстах.



Легкое настроение стихотворения не омрачает даже описание грусти и печали лирического героя, а темнота ночных аллей не пугает и не отталкивает. В этом поэтическом творении Бунин выступает как продолжатель традиций символистов, так и как яркий их отрицатель.

В стихотворении характерны для символизма изображение ночи, жизненной неустроенности поэта, неба и чистого горизонта. Велико значение символов. Уже названный горизонт является не просто элементом пейзажа, но и будущим, о котором думает лирический герой. Весна и осень, противопоставленные в стихотворении, как вечная борьба жизни и смерти, уродства и красоты с победой весны, жизни, того самого, свежего и легкого апреля, который был дорог герою в прошлом. И в этом — отрицание наследия символистов, уход от трагичных и темных предчувствий, характерных для них.

Бунин много внимания уделял природе, понимал и бесконечно любил ее. Позднее так скажет о нем А. А. Блок: «Так знать и любить природу, как умеет Бунин, — мало кто! умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и слуховые его впечатления богаты. Мир его — по преимуществу — мир зрительных и слуховых впечатлений и связанных с ними переживаний».