Стихотворение «Я убит подо Ржевом» представляет собой монолог убитого летом 1942 года солдата. Это и завещание мёрт­вых живым, и тревожная надежда на будущую победу, и уверен­ность в том, что смерть была не напрасной.

Герой А. Т. Твардовского думает не о мёртвых, а о живых. Про себя он знает, что от него не осталось даже могилы, куда могла бы прийти его мать, но он, тем не менее, растворён в той жизни, что струится вокруг — в земле, в воздухе, где работа лю­дей, где течёт речка… Он пытается угадать, что происходит в мире живых, и единственное его стремление, «вера, ненависть, страсть» — это жажда победы и дальнейшего процветания жиз­ни. Его завещание живым: быть счастливыми, служить отчизне, беречь её, помня о погибших, быть сдержанным и достойным на чувства. Он знает, что прожил жизнь и погиб не просто так, и это частично примиряет его со смертью.

Такие стихотворения можно назвать лакмусовой бумажкой, выявляющей действительный уровень душевности и духовного развития человека.

Поэт определяет пафос стихотворения «Я убит подо Ржевом» как признание неизбывных обязательств живых перед павшими на войне, потому что это было общее дело, в которое погибшие внесли самое дорогое, что есть у человека, — свои жизни. И те­перь они должны жить хотя бы в памяти тех, кто остался жив и воплотил общую мечту, ради которой было принесено столько жертв.

Если же говорить вообще о памяти войны, то в наше время, к сожалению, она сильно уменьшилась. В чём-то это неизбежно, потому что всё меньше становится людей, переживших её, но де­ло, конечно, не только в этом. То, что страна забывает своё про­шлое, — вина всех людей, её населяющих. Сейчас, когда каждый может говорить, что ему вздумается, находится немало людей, говорящих и пишущих о войне с пренебрежением или вовсе за­малчивающих эту тему. Для тех, для кого главной целью жизни является карьера и личное обогащение, удобно считать, что это естественное состояние человека. Соответственно, бескорыстие, готовность пожертвовать жизнью в борьбе за правое дело, пре­данность родине негласно считаются извращениями и чем-то не­нормальным. Такое положение дел во многом зависит от идеоло­гической политики государства, от той атмосферы, в которой растём все мы.