Сказка-рассказ фантастического, бытового плана с установкой на вымысел. Наличие сюжета, который отличается забавностью, занимательностью. В сказке непремнно торжествует добро и истина. Сказка всегда на стороне обиженных и притеснямых Композиция: зачин-основная часть-концовка. Сказка строится по принципу цепной композиции, включающей в себя троекратные повторы. Чудо как составляющий элемент. Кольцевая композиция. Сказка заканчивается концовкой или исходом. Обязательно наличие конфликта- чаще всего по ролям, например барин и собака в одноименной сказке. Иногда в заглавие выносится весь комический сюжет («Как дурак дверь стерег»). В бытовых сказках возможны и персонажи-животные, и абстрактные действующие лица, такие как Правда и Кривда. Главное здесь не подбор персонажей, а сатирическое осуждение людских пороков и недостатков.

Былины. Это героический эпос народа. Всегда повествует о борьбе 2 начал: добра и зла и о победе добра. Самые известные герои: Алеша попович, Илья Муромец, Добрыня никитич, являются собирательными образами, в которых запечатлены черты реальных людей. Для былин характерно: фантастический вымысел, гипербола. Героям былин судьба родины дороже жизни, они защищают попавших в беду, отстаивают справедливость, полны чувства собственного достоинства.

Детство стало одной из ведущих тем литературы. Большинство писателей перешло от разработки традиционной темы детства к участию в создании литературы для детей, к критике детских изданий. Реалисты М.Горький и неореалист Л.Андреев искали ответ на загадку будущего, исходя из социальных условий детства. Повесть Горького «Детство» показывает, как «свинцовые мерзости» уходящей в прошлое жизни закаляют детский характертер.

Символисты видели в ребенке современного Сфинкса, т.е. существо-загадку, т.к. будущее угадывалось только интуитивно. (Блок). Футурист Маяковский саму революцию назвал «детской» («Ода Революции»), а впоследствии назовет СССР «страной-подроском». Несмотря на возросшую роль темы детства во взрослой литературе, литература для детей ужесточилась двойной цензурой - политической и педагогической. Элитарную литературу создавали для детей писатели-модернисты: Бальмонт, Блок, Брюсов, Сологуб, Городецкий и др. центром модернисткой детской литературы стал журнал «Тропинка».

Чуковский К.И. (1882-1969) - один из основоположников детской литература 20 века, исследователь психологии детства «от двух до пяти». Вопросами детской литературы он начал заниматься в 107 году как критик бездарности некоторых известных детских писательниц (Чарская). В 1911 появилась его книга «Матерям о детских журналах», где он резко критиковал журнал «Задушевное слово» - за незнание возрастных особенностей детей, за навязывание им штампованных ужасов, злодейств, геройств. Критик противопоставлял ему журналы «Юная Россия», «Родник» и др, однако, считал, что и здесь не знают ребенка. Часто за поэзию для детей берутся, считал критик, те, кто не понимает стихов, либо те, кот не понимает детей. И то, и другое Ч считал преступлением. Ребенок «создает свой мир, свою логику…, и кто хочет говорить с детьми, должен проникнуть и поселиться там».

Чуковский презирал авторов, старавшихся «возможно скорее овзрослить и осерьезить ребенка». Он считал, что вредно внушать детям через детскую книгу то, что не соответствует их возрасту или непонятно им - это отбивает у них желание читать вообще. Детский писатель должен уметь по-детски смеяться с ребенком, делать это в своих книгах, и не считать это унижением, недостойным («до этого не унижались писатели»). Надо бы не наклоняться к детям, а стать детьми.

Сказки и стихи Чуковского составляют целый комический эпос, нередко называемый «крокодилиадой» (по имени любимого персонажа автора). Произведения эти связыны между собой постоянными героями, дополняющими друг друга сюжетами, общей географией. Особенностью «крокодилиады» является «корнеева строфа» - разностопный хорей, точные парные рифмы, а последняя строчка не зарифмована, длиннее прочих, в ней и сосредоточен главный смысл.

* «Жил да был
* Крокодил.

* Он по улицам ходил,
* Папиросы курил,
* По-турецки говорил, -
* Крокодил, Крокодил Крокодилович!»

Сюжеты сказок и стихов Чуковского близки к детским играм - в прием гостей, в больницу, в войну, в путешествие, в путаницу и т.п. Сказки в основном повествуют о драмах и катастрофах (в отличии от стихий- безмятежное счастье).

Рождение сказочного мира Чуковского - поэма «Крокодил» (1917). Для детей является первым в жизни «романом в стихах». Действие происходит то на улицах Петрограда, то на берегах Нила. Развертывается война и революция, в итоге которых люди перестают бояться зверей, звери получают свободу, в Петрограде наступают мир и благоденствие. В центре всех событий - ребенок, «доблестный Ваня Васильчиков».

Он справедлив благороден и потому сам освобождает детей. Чуковский всячески возвеличиывает его фигуру, а Крокодила снижает до уровня трусливого обывателя (обыкновенного взрослого). Но эти два образа неоднозначны: автор с почтением и симпатией относится к Крокодилу, рад знакомству с ним, он то рядовой обыватель, то злодей, то примерный семьянин, то пламенный борец за свободу, то приятный «старик». Крокодил не является отрицательным героем: петроградцы первые начали задирать его, он «с радостью» возвращает всех, кого проглотил; привез подарочки для родных и друзей, в праздник помнит о страданиях в неволе звериных братьев и сестер. Не однозначен и образ Вани: то он мужественный герой, то беспомощный усмеритель звериного восстания, то барин, как должное воспринимающий услужливость обезоруженных зверей.

Таким образом, добро и зло в «Крокодиле» не разведены так резко, как это бывает в сказках. Ребенку дается возможность самому рассудить по справедливости двух героев. Конфликт разрешается в соответствии с детским идеалом безопасной дружбы с дикими зверями.

Сказка преследовала воспитательные цели, связанные с военным временем: направить детскую энергию патриотизма и героизма в подходящее русло. Чуковского тревожили факты усилившейся национальной нетерпимости, жестокости детей по оотношению немцам, даже мирным колонистам. (крокодил говорит по-немецки, причина его агрессии аргументируется реакцией на насмешки обывателей и невоспитанных детей - чувство справедливости берет верх). Ч переводит внимание детей на проблемы более подходящие из возрасту, чем проблемы войны с германцами: заменяет чувство ненависти чувством сострадания и милосердия. Демонстрирует механизм цепной реакции зла: насилие рождает ответное насилие, а остановить его можно только примирением и всеобщим разоружением. Отсюда нарочито упрощенное разрешение конфликта, финальньные катрины мира и счастья.