Народные лирические песни — одно из самых ценных духовных приобретений нашего народа. Эти песни создавались в процессе трудовой деятельности, в них проявились людские надежды и мечты, нашли свое отражение обычаи и верования, стремление к лучшему будущему. Но главное, что ценим мы в народных лирических песнях, это то, что в них отражен характер народа, его доброта, искренность, щедрость, душевность.

Традиционные протяжные лирические песни — это крестьянские песни. Н. Г. Чернышевский справедливо отмечал, что у крестьян «в понятии «жизнь» всегда заключается понятие о работе: жить без работы нельзя, да и скучно было бы». Поэтому в народных песнях часто поэтизируется крестьянский труд и орудия этого труда. Например, жатва серпом — одна из самых тяжелых полевых работ, которую выполняли женщины, но с какой любовью говорит об этой работе в песне молодая жница:


Уж я сноп-то нажала,

Алой лентой первязала;

Другой сноп нажала,

Голубой первязала.


В другой песне говорится, что «девушка траву жала» «серебряным серпочком», а у этого серпочка была «золотая ручка».

Очень часто труд составляет как бы фон, на котором возникают другие темы. Например, тема труда и семейной жизни во многих песнях сливаются, переходят одна в другую. По народным

понятиям, семья должна строится на основе взаимного уважения, дружбы, любви, бережного отношения друг к другу. Именно поэтому большое количество лирических песен посвящено теме любви. В любовных песнях также выражаются представления народа о прекрасном, красивом, и в основе этой красоты лежат труд и здоровье. Так, в одной из песен рисуется портрет «сельской красавицы», которая должна быть «истонка-высока», «избела-бела», «без румянец румяна», «без платья толста», «без башмаков высока». В другой песне девушка гордится тем, что ее милый превосходит других «ростом, ростом, красотою, молодецкою походкой».

В основе языка лирических песен лежит живая разговорная речь народа, часто употребляются эмоционально-выразительные эпитеты: «родной батюшка», «родная матушка», «дорогие подруженьки», «соколик ясный». С помощью таких эпитетов выражаются самые разные глубокие чувства и настроения. Например, девушка со словами нежности обращается к отъезжающему милому:


Ах ты, душечка, удаленький молодчик,

Ты куда от меня, красной девицы, отъезжаешь,

На кого ты меня, красну девицу, покидаешь?


А молодец награждает любимую ласковыми эпитетами: «сердце-лапушка, сударушка моя».

Но любовь девушки-крестьянки не всегда была безоблачно счастливой. Иногда родители выдавали замуж дочь без ее согласия. И такие настроения печали и грусти также отразились в песнях. Например, большой печалью пронизана песня, в которой рассказывается о том, как девушка посылает «залетную птицу» к «дружку милому», чтобы она рассказала о ее «большом несчастье»:


Отдают меня младую

На чужую дальнюю сторонку,

На чужую сторонку,

Не за милого дружка.


Песня говорит о страхе, с которым девушка думала о замужестве, о жизни в чужой семье. Молодая женщина жалуется на свое положение, грубое обращение с ней свекра и свекрови, тоскует по родному дому и родному селу. В других песнях упоминается о нелегкой физической работе в поле и огороде, но ни в одной песне нет жалоб на тяжесть женского труда. Если герой песни мужчина, то в такой песне могут быть воспоминания о милой или ропот на «горькую долю молодецкую», если его женили на девушке, которую он не любил. Иногда выход из этой тоски выражался в песнях «отчаянного веселья».

Лирические песни — это высокое поэтическое искусство, непревзойденное в своей правдивости, простоте, непосредственности и глубине чувств, которое никогда не перестанет интересовать и волновать нас.