Речь представляет собой поток звуков. Их изучает раздел науки о языке, называемый фонетикой. Звук - это минимальная единица, которую произносят или слышат. Звук не обладает самостоятельным значением, но с помощью звуков можно различать слова: лампа-рампа, дом - сом, вол - вёл.
Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные. Гласные звуки образуются воздушной струей, которая проходит через рот и не встречает при этом никаких препятствий. Они состоят из тона. В русском языке 6 гласных звуков, встречающихся под ударением, это - а, о, и, ы, у, э.
Согласные звуки образуются в том случае, когда для воздушной струи в ротовой полости нет свободного прохода. Язык может прикасаться к зубам или небу, губы могут смыкаться. Воздушной струе приходится преодолевать эти препятствия, и тогда образуются согласные звуки. Их в русском языке довольно много: твердые звуки бывают твердыми и мягкими, звонкими и глухими, некоторые из них образуют пары.
Звуки в языке нужны для того, чтобы различать слова. Это самая главная обязанность звуков. Если два звука могут самостоятельно различать слова, то перед нами фонема, т. е. различительная единица языка. Например: дом - том, д и т - фонемы; дом - дам, о и а - тоже фонемы
Слова создаются при помощи звуков. Звуки, если они не являются словами (союзами, предлогами, частицами, междометиями), ничего не значат, не имеют никакого смысла. Однако иногда смысл слова закрепляется за отдельным звуком, входящим в это слово. Приведем пример со звуком р, который входит в слова гром, греметь, гроза, раскаты, грохот. Перечисленные слова с давних пор используются художниками слова для передачи соответствующих им явлений природы.
Так, поэт Тютчев в стихотворение «Весенняя гроза» намеренно включает слова, содержащие этот звук:
Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты громовые...
Звукопись - одно из свойств выразительной речи. Музыкальность поэтических текстов предполагает проникновение в особенности звучащей речи, в ее способность производить впечатление не только смыслом слов, но и их звучанием.
Русская фонетическая система гибка и выразительна. Звучащая речь является основной формой существования языка, а в художественном тексте каждое слово «крупнее этого же слова в общеязыковом тексте» (Ю. Лотман). В художественном произведении, чаще - в поэтическом, используются различные приемы усиления фонетической выразительности речи. Одним из главных изобразительных средств фонетики является стилистический прием, состоящий в подборе слов близкого звучания.
Например:
Пирует Петр.
И горд, и ясен,
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен.
(А. Пушкин)
Здесь повторяются гласные [о] и [а] и согласные [п], [р], [т]. Это делает стих музыкальным и ярким. В зависимости от качества повторяемых звуков различают аллитерацию и ассонанс. Аллитерацией называется повторение согласных звуков. Например: По небу голубому проехал грохот грома (С. Маршак). Звонкий дрожащий [р] в сочетании с [г] создает впечатление раската грома.
Ассонансом называют повторение гласных: Пора, пора, рога трубят. (А. Пушкин). В основе ассонанса - ударные гласные, так как в безударном положении гласные часто изменяются. Примеры ассонанса: Быстро лечу я по рельсам чугунным, Думаю думу свою. (Н. Некрасов). Повторяется звук [у], создавая впечатление гудящего мчащегося поезда.
Другим приемом звукописи является звукоподражание употребление слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления. Уже более двух веков образцом звукоподражания остаются строки А. Сумарокова, где кваканье лягушек изображено так: О как, о как нам к вам, боги, не гласить!
Рифма, эта яркая особенность стиха, тоже строится на фонетических возможностях русской звуковой системы - на звуковых повторах:
Горные вершины Спят во тьме ночной. Тихие долины Полны свежей мглой.
(М. Лермонтов)
Важным средством организации поэтической речи является ударение, оно ритмически организует стихотворение.
Итак, звукопись - один из самых сильных поэтических приемов, заключающийся в тщательном подборе сочетания звуков, употреблении слов, которые своим звучанием напоминают слуховое впечатление от изображаемого явления. Повторение согласных звуков называется аллитерацией, а гласных - ассонансом.