Сочинение по сказке Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Интерес к работе над сказкой не ослабевал у Толстого в течение всей его творческой деятельности. Он придавал большое значение отбору и обработке русских народных сказок. Стремясь раскрыть перед юными читателями огромное идейно-эстетическое богатство произведений устного народного творчества, Толстой подготовил сборник русских сказок. Он включил в него 7 волшебных сказок и 50 из эпоса о животных. Творческая обработка народных сказок была связана с долгой и кропотливой подготовкой писателем материала или, как говорил он, с «методом реставрации». Был подготовлен список, в соответствии с которым из множества существующих вариантов каждой сказки отобраны лучшие. За основу брался один, и к нему добавлялись наиболее выразительные детали из других вариантов. Писатель заботился о сохранении народной канвы сказки, со идейной и художественной целостности.
В сказочной фантастике Толстого волшебное переплетается с реалистическим, бытовым, социальным. Это один из основных принципов творческой обработки писателем народных сказок. Он ощущается и в литературной сказке Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Сказка появилась в печати в 1936 году. Писатель в ней снова обращается к «памяти детства», в этот раз припоминая увлечение книгой С. Коллоди «Пиноккио, или Похождения деревянной куклы». С. Коллоди (Карло Лоренцини, 1826-1890) написал в 1880 году моралистическую книжку о деревянном мальчике. Толстой не следует источнику буквально, а создает новое произведение по его мотивам. Уже в предисловии автор сообщает, что когда-то он читал повесть о деревянной кукле, а потом пересказывал друзьям полюбившуюся ему книжку и «каждый раз по-разному, выдумывал такие похождения, каких в книге совсем и не было».
А. Н. Толстой ориентируется на нового читателя; для художника важно воспитать в советском ребенке гуманистическое начало, ненависть к угнетателям. В сказке, созданной писателем, главное внимание обращено не на дидактическую сторону, а на связь ее с народными мотивами, на юмористическую и сатирическую обрисовку персонажей. В основе сюжета лежит борьба Буратино и его друзей с Карабасом Барабасом и его приспешниками. Борьба идет, казалось бы, за овладение золотым ключиком, который способен открыть тайну двери в каморке бедняка-шарманщика Карло. Но традиционный мотив тайны звучит полифонично в книге Толстого. Для Карабаса Барабаса, Дуремара, лисы Алисы и кота Базилио золотой ключик - символ богатства, власти над бедняками, над «кротким», «глупым народцем». Для Буратино, папы Карло, пуделя Артемона, Пьеро и Мальвины золотой ключик символизирует свободу от угнетения, возможность помочь всем беднякам.
Конфликт неизбежен и непримирим; действие развертывается динамично; симпатии автора четко выражены. Персонажи обрисованы ясно и определенно, как в народных сказках. Буратино чем-то близок бесшабашному Петрушке из народного театра, чем-то напоминает отчаянного младшего брата, Ивана-дурака из русских сказок. Это юмористический персонаж. Деревянному мальчишке ничего не стоит показать язык папе Карло, стукнуть молотком Говорящего Сверчка, продать азбуку, чтобы купить билет в театр. Много приключений пришлось пережить Буратино от момента, когда его мысли были «маленькими-маленькими, коротенькими-коротенькими, пустяковыми-пустяковыми», до момента, когда он поймет: «надо спасти товарищей - вот и все». Толстой показывает характер Буратино в постоянном развитии; героическое начало в деревянном мальчике часто скрывается за комическим, мнимоотрицательным.
После отважной схватки с Карабасом Мальвина заставляет Буратино писать диктант, он моментально придумывает отговорку: «Письменных принадлежностей не взяли». Когда же выяснилось, что все готово для занятий, Буратино захотелось выскочить из пещеры, куда глаза глядят. И только одно соображение удержало его:
* Ø «Нельзя же было бросить беспомощных товарищей и больную собаку».
Характер Буратино потому и встречен у ребят с любовью, что он вбирает в себя не только черты сказочной удачливости, но и отражает черты реального человеческого характера со своими слабостями. Сатирически изображен в сказке Толстого «темный мир», начиная с Карабаса Барабаса и кончая общей зарисовкой Страны Дураков. Писатель умеет найти уязвимые, смешные места в характерах «доктора кукольных наук» Карабаса, продавца пиявок Дуремара, ложных нищих лисы Алисы и кота Базилио, трусливого губернатора Лиса, полицейских собак. Враждебный мир эксплуататоров разоблачен Толстым, развенчана легенда о всемогуществе «плетки в семь хвостов», гуманистическое начало побеждает. Социальные понятия и явления воплощаются писателем в живых, полных эмоциональной силы образах.