Страница: 1  [ 2 ]  

ot;3; "Ее лицо сейчас - цветущий куст дикой розы, внутри которого тайно зажжена ночная свеча", - или "эвфуизмом": "желтый язык горчицы, отвисший, как блевотина, смыслом". Он с тем же однообразным упорством, с каким Толстая прибегает к своим "али" и "наемшись", нажимает на "поэтически" звучащую номенклатуру: "щекотка вьюнка, аромат розмарина, дух мяты с душицей", "журчание славки, речитатив теньковки, стаккато малиновки" - с лексической яркой окраской от собственных этих имен, как сказал лирик (ну, не от собственных, так нарицающих с должной вычурой). Такое письмо, в сущности, механистично.

Юзефович перемежает безупречные "монгольские" эпизоды с собственно детективной фабулой, и не было б в том греха, когда бы не груды балласта, не игриво-пошлые сценки между сыщиком Иваном Дмитриевичем и его благоверной, занимающие необъяснимо много места и сигнализирующие о том, что письмо автора способно взлетать только в границах специфически освоенного им материала, а в остальном не смущается своей третьеразрядностью.

Шишкин спокойно доверяется компьютеру, позволяющему составлять центоны, инсталляции на много страниц без абзацев. Но не чурается и словесных игр, невместимых в его имидж стилиста: даму, больнуюраком, у него насилуют, ставя раком ("Мужайся и ты, читатель!" - как упреждает в подобных случаях Анатолий Королев). Впрочем, это уже по ведомству не слога, а этики...

Вывод, быть может, не до конца доказуем, но прост. Перед нами образцы письма, прибегающего к не очень сложным, достаточно автоматизированным (и не всегда самостоятельно найденным) приемам, но вполне успешно симулирующего мастерство и даже совершенство. Талантливые перья, ушедшие от устарело-строгих художественных обязательств в сторону блистательного кича.

Метод. Но пора все эти разномастные произведения новейшей прозы потихоньку подводить под общий содержательный знаменатель.


Страница: 1  [ 2 ]