Выбор профессии... Как среди множества разнообразных дел и занятий найти то единственное, которому готов посвятить жизнь, отдать все силы, постоянно совершенствуя свои умения, находя удовлетворение в достигнутом? К сожалению, случается так, что человек не находит себя, в силу каких-либо обстоятельств пасует, начинает плыть по течению. А бывает, что рядом оказывается интересный человек, всецело увлеченный профессией, и благодаря ему другой обретает свое призвание.
Родители, учителя, друзья, безусловно, помогают определиться в выборе профессии. Но самым мудрым и верным помощником в столь серьезном вопросе была и остается книга.
Когда-то я прочитала древнерусскую «Повесть о Петре и Февронии Муромских», но только теперь поняла, что именно это произведение заставило меня задуматься о древнейшей профессии врача. Почему? Попробую объяснить.
В город Муром стал прилетать крылатый Змей, грозя гибелью всем и каждому. С мечом в руках навстречу ему вышел муромский князь Петр, который срубил мечом змею голову. Капли '«поганой» крови, зловонной, липкой и ядовитой, окропили князя, и кожа его покрылась струпьями и язвами.
Князь заболел. Спасти его от недуга может искусная рязанская врачевательница Феврония — простая крестьянская девушка. Петр, прежде чем начать лечение, хочет испытать мудрость девушки и дает ей невыполнимые задания, на что она смело отвечает князю с неменьшим лукавством. Но главное, что Феврония совершает истинное волшебство, превратив своим дыханием простую закваску в лекарство, которым она велела помазать все язвы и струпья, но один струп оставить. Через несколько дней князь поправился, но от оставшегося струпа Петр вскоре опять расхворался, открылись язвы, и он был вынужден снова ехать к Февронии. Теперь она исцелила его навсегда, и стали они мужем и женой. Обаятельная Феврония исцелила не только тело, но и душу гордого Петра. А в трогательном и лукавом рассказе об излечении больного от тяжелого кожного заболевания оживает, как мне кажется, образ древнерусского врача, главные черты которого — неизменная сердечность, мудрая терпимость, проницательность, ум.
Замечательно, что этот врач — женщина, с ее мирной, материнской, созидающей сущностью. А жалость, милосердие, любовь пропитывают «Повесть...» наряду с мужеством, отвагой и яростью, отраженными в сюжете произведения, так же органично, как это происходит всегда в жизни. Ласка и нежность, с которыми автор говорит о Февронии, не потускнели за века.
Девушку окружает простор, тишина, покой, умиротворение. Это делает героиню для меня особенно привлекательной.
В повести этой, между прочим, есть любопытная подробность. В одном месте говорится, что у ног Февронии прыгал заяц. В старину ручные животные и птицы часто сопровождали врачей, и этот обычай существовал в разных странах. Недаром древний символ медицины — змея, обвившаяся вокруг жезла.
Вот так благодаря этому небольшому отрывку из древнерусской «Повести...» в моем сознании стал постепенно утверждаться нравственный облик человека, призванного «исцелять болящих», заботясь об их жизни и здоровье, проявляя при этом подлинное бескорыстие и благородство.
И что же дальше?
А дальше в литературе меня стало интересовать буквально все, что так или иначе связано с медициной.
Роковой выстрел на Черной речке убил «солнце русской поэзии». Медицина XIX века не в силах была спасти Поэта. Теперь медики своевременно оказали бы ему первую помощь, брюшную полость очистили бы от сгустков крови и промыли лекарствами, хирург нашел бы перебитый сосуд и перевязал его, затем больному сделали бы спасительное переливание крови... Великий Пушкин, имея в свои 37 лет весьма крепкий организм, смог бы дожить до глубокой старости...
Как бы ни относились мы сегодня к образу тургеневского Базарова, нельзя отвергнуть то, что он, сын лекаря, имел непреодолимое желание продвинуть медицину вперед, на что потратил всю свою жизнь, и это достойно восхищения...
Образы самых разных персонажей, связанных с медициной, от трагических до комических, сходят со страниц произведений А. П. Чехова. Будучи врачом и писателем, он тонко подмечал психологические детали, делающие человека нравственным уродом, и, наоборот, черты, возвышающие и исцеляющие его. Не случайно в контрасте с доктором Старцевым, ставшим опошлившимся Ионычем, выступают самые обаятельные и значительные чеховские герои — духовно независимый, стойкий доктор Астров в пьесе «Дядя Ваня» и Дымов, врач из повести «Попрыгунья», с его незаметным, будничным подвижничеством. Именно призвание врача как воплощение гуманистического смысла человеческой жизни выливается в чеховский идеал Человека.
Это утверждение Чехова во многом помогло мне осознать неповторимость творчества других врачей-писателей: В. Вересаева («Записки врача»), М. Булгакова («Записки юного врача»), В. Вишневского («Дневник хирурга»), В. Кованова («Призвание»), Ю. Крелина («Хочу, чтобы меня любили»).
Всякий современный человек сегодня понимает, что невозможно прожить свою жизнь, ни разу не встретившись с врачами. Какие они, «люди в белых халатах», что их волнует? Чем они живут и как живут?
Ответить на Данный текст предназначен только для частного использования - 2005 эти вопросы помогает литература и сама жизнь. Вместе с тем возникает и другой вопрос: почему я хочу стать врачом?
Известный голландский медик Ван Тюльп произнес знаменитую фразу: «Светя другим, сгораю сам». Соглашаясь с этими словами, я стараюсь решить для себя, смогу ли не очерстветь сердцем при виде чужой боли, быть готовой прийти на помощь в любое время суток, не растеряться в ситуации, когда только твои знания, руки, подобно волшебнику, смогут спасти человека, смогу ли постоянно учиться, совершенствуя профессионализм, ведь медицина не стоит на месте... Смогу ли я? Буду стараться. Где-то я слышала выражение, что врач подобен человеку, плывущему против течения, и стоит ему опустить руки, перестать трудиться, как его сразу относит назад.
Я чувствую в себе силы пройти этой трудной дорогой.