Для внеклассного чтения. Поэты старшего поколения встретили войну, вооруженные жизненным и литературным опытом. Естественно, что у них отношение к происходящему было более зрелым, чем у молодых, попавших на фронт прямо со школьной скамьи. Не случайно, конечно, что именно “старики” (Твардовскому в 1941 г. было тридцать лет) создали крупные лиро-эпические произведения, в которых война осмыслена как звено исторического процесса. Опыт позволил им проникнуть в самую суть происходящего, точнее установить ценностные ориентиры и понять мотивы поведения человека на войне.

Молодые больше находились во власти отдельных сильных сиюминутных впечатлений, их творчество носило другой характер. К. Ваншенкин вспоминает: “…Семнадцати лет от роду я стал на место, уготованное мне войной… Характер моего поколения был сформирован армией военной поры. Мы находились в том возрасте, когда человек особенно пригоден для окончательного оформления, если он попадет в надежные и умелые руки. Мы были подготовлены к этому еще всем детством, всем воспитанием, всеми прекрасными традициями революции и гражданской войны, перешедшими к нам от старших”. Для молодых война совпала с тем временем, на которое обычно приходится начало сознательной жизни, работы, любви… Их судьба сложилась иначе:

* Семафор на пути отправленье маячит.
* (После поймем – в окруженье прямо!)
* А мама задумалась…
* - Что ты, мама?….
* - На вторую войну уходишь, мальчик!

Автор этих стихов, поэт С. С. Наровчатов, засвидетельствовал: “На войне я сформировался и как человек, и как поэт Все я получил сполна – и горечь поражений, и счастье побед ”. Естественно, что войну молодые воспринимали острее, резче.

* Увидеть войну в семнадцать лет – это потрясение навсегда.
* Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели,
* Мы пред нашим комбатом, как пред Господом Богом, чисты.
* На живых порыжели от крови и глины шинели,
* На могилах у мертвых расцвели голубые цветы.
* (С. Гудзенко)

Конфликты в стихах молодых отличаются особенной остротой:

* В этом зареве ветровом
* Выбор был небольшой, -
* Но лучше прийти с пустым рукавом,
* Чем с пустой душой.
* (М. Луконин)

Сила, непосредственность чувства надолго оставили в строю и стихи молодых поэтов, не пришедших с войны, – П.Когана, М. Кульчицкого, Н. Майорова и др. Над подлинным искусством время не властно.