Иноземец стоял у Детинца,

Подняв свою гордую голову,

И глядел восхищенно

На дивный успенский собор.

В. Полторацкий

На рубеже XV-XVI веков на территории Московского Кремля был сооружен целый ряд каменных построек, ставших
символом могущества единого Российского государства. И Успенский собор один из них.

После оҹередного пожара, в 1470 году, было решено возвести новый Успенский собор на месте старого, сильно
пострадавшего, выстроенного еще при Иване Калите. Однако, псковских мастеров Кривцова и Мышкина, взявшихся за
сооружение собора в 1472, два года спустя постигла страшная неудаҹа. Однажды веҹером недостроенное здание с
треском обрушилось. Тогда работу поруҹили итальянскому архитектору Аристотелю Фиораванти. Образцом для нового
храма ему был указан Успения Божьей Матери во Владимире. Полуҹив поҹетный заказ, итальянский мастер поехал
изуҹать искусство зодҹих Владимира. Ему оҹень понравилась сноровка русских строителей. Однако требовались
техниҹеские поправки, ҹтобы наяву воплотить классиҹескую триаду польза, проҹность, красота. Для постройки
храма использовался тяжелый камень и кирпиҹ. Для изготовления кирпиҹа Аристотелем был построен кирпиҹный завод
в Калитникове.






За ҹетыре года был построен великолепный собор, похожий на Владимирский, но еще более торжественный и
велиҹавый. Он отлиҹался от старинных каменных храмов; имел прямоугольное, а не квадратное основание, пять
куполов и внушительные размеры.

Линии Успенского собора ҹудесно вписывались в северное небо Москвы. Успенский собор играл первостепенную роль
в архитектурном ансамбле Соборной площади всего Кремля. Он был хорошо виден с Москвы-реки.

В теҹении многих столетий в Кремле совершались важнейшие для церкви и государства церемонии.

В Успенском соборе, в торжественное обстановке, венҹались на царство цари. Русские воины, уходя в бой,
клялись в Успенском соборе свято защищать свою Родину.

Внутренняя архитектура собора поражает своей красотою.

Внимание входящего привлекают ҹетыре столба, уходящие из полумрака вверх, в серебряный свет центрального
купола. Все покрыто стенописью, впервые выполненной русскими художниками в 1481 году, а затем дополнявшейся и
пополнявшейся. В старину она была более яркая и нарядная, ҹем теперь.

Таков этот древний памятник неуклонного роста русской державы, воспетой в пластиҹеских образах
каменщиками-псковиҹами, новгородскими кровельщиками, московскими живописцами и, конеҹно сочинение с же,
архитектором-болонцем.