Вторая половина XIX века — время могучего расцвета русской музыки, как и всего русского искусства. Резкое обострение социальных противоречий приводит в начале 60х годов к большому общественному подъему. Поражение России в Крымской войне (1853 — 1856) показало ее отсталость, доказало, что крепостное право тормозит развитие страны. Против самодержавия поднялись лучшие представители дворянской интеллигенции и разночинцы.

В развитии революционного движения в России особенно значительной была роль Герцена и его нелегального журнала “Колокол”. Не менее важной была деятельность Чернышевского и Добролюбова. Сотрудничая в журнале “Современник” вместе с поэтом Некрасовым, Чернышевский и Добролюбов с огромной обличительной силой выступали против крепостного гнета, разоблачали реакционные реформы правительства, проводили идею крестьянской революции.

Революционные идеи 60х годов нашли свое отражение в литературе, в живописи, в музыке. Передовые деятели русской культуры вели борьбу за простоту и доступность искусства, в произведениях стремились правдиво отразить жизнь обездоленного народа.

В своих обличительных стихах Н. А. Некрасов (1821 —1877) воплотил высокие идеалы революционного подъема 60х годов. Лучшие его стихи и поэмы — это своего рода летопись тяжелой жизни русского народа. Его воспламеняла муза “мести и печали”. Стихами Некрасова зачитывались все передовые русские люди.

Во второй половине XIX века русская живопись дала таких крупных художников, как Перов, Крамской, Репин, Суриков, Серов, Левитан. Их имена связаны с “Товариществом передвижных художественных выставок”. Выставки картин стали устраиваться в разных городах России. Поэтому их называли “Передвижными выставками “, а художников, входивших в это объединение, — “передвижниками”. Успешному развитию искусства

передвижников способствовала деятельность замечательного русского критика В. В. Стасова. В своих статьях и выступлениях Стасов утверждал, что искусство передвижников — это гордость и слава России. Он зло высмеивал тех, кто обвинял передвижников в том, что они своими картинами “принижают” искусство.

Большую помощь художникампередвижникам оказал П. М. Третьяков, покупавший лучшие творения русских художников для знаменитой галереи, носящей ныне его имя. Свое ценнейшее собрание картин он в 1892 году принес в дар городу Москве.

Немалые изменения произошли и в музыкальной жизни. Камерная и симфоническая музыка вышла за пределы аристократических салонов, где она ранее звучала, и стала достоянием более широких кругов слушателей. Большое значение в этом имела организация в 1859 году в Петербурге и год спустя в Москве Русского музыкального общества (РМО).

Много сил и энергии отдал организации РМО выдающийся русский пианист Антон Григорьевич Рубинштейн. Русское музыкальное общество ставило своей целью “сделать хорошую музыку доступной большим массам публики”. В концертах, которые устраивало РМО, получили возможность выступать русские артисты.

В 1862 году в Петербурге была открыта первая консерватория. Ее директором стал А. Рубинштейн. А в 1866 году состоялось открытие Московской консерватории, которую возглавил брат Антона — Николай Григорьевич Рубинштейн, также высокообразованный музыкант, прекрасный пианист, дирижер и педагог. Долгие годы он руководил Московской консерваторией, был другом Чайковского и других передовых музыкантов, артистов и писателей Москвы.

Открытие консерваторий в Петербурге и Москве уже через несколько лет принесло свои плоды. Первые же выпуски дали русскому искусству музыкантов, ставших гордостью и славой России. Среди них был и Чайковский, окончивший Петербургскую консерваторию в 1865 году.

Учебным заведением массовопросветительного характера явилась Бесплатная музыкальная школа, открытая в 1862 году по инициативе Балакирева. Целью ее было дать рядовому любителю музыки основные музыкальнотеоретические сведения и навыки хорового пения, а также игры на оркестровых инструментах. Таким образом, в 60е годы в России впервые возникают учебные музыкальные заведения с различной направленностью.

В музыкальном творчестве 60х годов ведущее место заняли Чайковский и группа композиторов, вошедших в состав балакиревского кружка. Речь идет о “Новой русской школе”, или, как ее назвал однажды Стасов, “Могучей кучке”: “… Сколько поэзии, чувства, таланта и уменья есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов”, — писал он по поводу одного из концертов под управлением Балакирева. В “Могучую кучку”, кроме Балакирева, вошли Кюи, Мусоргский, Бородин и Римский-Корсаков.

Балакирев стремился направить деятельность молодых композиторов по пути национального развития русской музыки, помогая им практически овладеть основами композиторской техники. Сам отличный пианист и композитор, он пользовался огромным авторитетом у своих молодых друзей. РимскийКорсаков так писал о нем впоследствии в своей книге “Летопись моей музыкальной жизни”:

“Его слушались беспрекословно, ибо обаяние его личности было страшно велико. Молодой, с чудесными подвижными, огненными глазами… говорящий решительно, авторитетно и прямо; каждую минуту готовый к прекрасной импровизации за фортепиано, помнящий каждый известный ему такт, запоминающий мгновенно играемые ему сочинения, он должен был производить это обаяние, как никто другой. Ценя малейший признак таланта в другом, он не мог, однако, не чувствовать своей высоты над ним, и этот другой тоже чувствовал его превосходство над собою. Влияние его на окружающих было безгранично…”

Композиторы “Могучей кучки” называли себя наследниками Глинки и свою цель видели в продолжении его заветов, в развитии русской национальной музыки. Главным для них было воплощение в музыке жизни народа, воплощение правдивое, яркое, без прикрас и понятное широкому слушателю. Композиторы “Могучей кучки” придавали искусству огромное воспитательное значейие, девизом их, как и всех передовых деятелей искусства в России, были слова Чернышевского: “Искусство есть средство для беседы с людьми”.

Знакомясь с историей и бытом русского народа, композиторы “Могучей кучки”(кроме Кюи) с большой любовью, бережно собирали и изучали русские народные песни. Народная песня получила в их произведениях широкое и многостороннее претворение.

В своем музыкальном творчестве композиторы “Могучей кучки” стремились опираться на мелодический строй русской и отчасти украинской песни. Подобно Глинке они горячо увлекались и музыкой восточных народов, в особенности Кавказа и Средней Азии. Живо интересовался народной песней и Чайковский. Но в отличие от композиторов балакиревского кружка он чаще обращался к современной ему городской народной песне, к характерным интонациям бытового романса.

Развитие русской музыки протекало в 60е и 70е годы в неустанной борьбе с консервативными критиками и бюрократамичиновниками, отдававшими предпочтение иностранным исполнителямгастролерам и модным операм зарубежных авторов, что учиняло непреодолимые препятствия постановкам русских опер. По словам Чайковского, русскому искусству “не оставалось для приюта ни места, ни времени”.

Велико значение русского искусства 60х и 70х годов. Несмотря на препятствия, преследования, оно помогало народу бороться за свободу, за осуществление светлых идеалов. Во всех областях искусства и в литературе было создано множество замечательных произведений. Русское искусство того времени открыло новые пути для дальнейшего развития национальной культуры.