Влияние декабристов на книги, издававшиеся для детей, не могло по цензурным условиям проявиться так непосредственно, как влияние войны 1812 года. Однако идеи декабристов накладывали отпечаток на формирование молодого поколения, а произведения их входили в круг детского и юношеского чтения.

В возросшем интересе к исторической тематике, к историко-биографической и научно-популярной литературе для детей тоже сказалось влияние декабристов. Много раз переводилась на русский язык книга «Сравнительные жизнеописания» о жизни и деятельности великих людей, написанная древнегреческим писателем Плутархом (46—126 гг. н. э.). В литературе понятие «плутарх» приобрело новый, более широкий смысл. Так стали называть особый тип книг историко-биографического жанра, составивших серию жизнеописаний великих людей. Эти книги были созданы французскими писателями Пьером Бланшардом и Катрин Жозеф Пропиак. Одну из этих популярных книг — «Плутарх для молодых девиц» — перевел будущий декабрист Федор Глинка. «Плутарх для молодых девиц» — четырехтомный сборник, в который вошли биографии 76 знаменитых женщин разных эпох и разных народов. «Плутархи» не просто были переведены — они были переработаны в русских изданиях.

В переработке «Плутархов» сказалось стремление ознакомить русских детей с национальными героями. Так, французская книга «Плутарх для юношества», изданная в Москве в 1809 году, пополнилась «жизнеописанием знаменитейших россиян» — от князя Святослава до полководца Суворова. В третье издание этой книги, в 1823 году, вошли новые главы, в частности о героях войны 1812 года Кутузове и Багратионе. На содержании этих глав сказалось влияние идей декабристов. В них подчеркивается близость полководцев к народу и отчужденность от царского двора, особенно в главе о Кутузове.

В первой половине XIX века продолжает развиваться научно-популярная книга для детей. Произведения познавательные, особенно географические и природоведческие, очень распространены в этот период. Они были разных жанров: энциклопедии, складные глобусы, лото научного характера, альбомы с гравюрами и маленькими очерками, описания путешествий. Одной из наиболее популярных была книга известного ученого П. С. Пал-ласа «Путешествие по разным провинциям Государства Российского». О ней тепло вспоминают Н. И. Пирогов, А. А. Бестужев, А. И. Герцен, читавшие эту книгу в детстве.

После поражения декабристов в 1825 году в области просвещения, культуры, литературы активизировались реакционные силы. В литературе для детей и юношества их представляли писатели Борис Федоров, Виктор Бурьянов, Александра Ишимова и некоторые другие. Они пытались воспитывать детей в верноподданнических традициях, создавали в течение многих лет массу низкопробных в художественном отношении произведений.

Невозможно говорить всерьез о каком-то творческом методе этих писателей или принадлежности их к тому или иному литературному направлению. Они выступали чаще всего как подражатели сентиментализма, заимствуя в этом литературном направлении его слабые черты: чувствительность, слезливость, идилличность, многословие. Одним из самых плодовитых авторов детских книг был Борис Федоров (1794—1875). Он ловко спекулировал на потребности читателей-детей в разнообразных книжках и играх. Одно за другим появлялись его «сочинения»: «Детские стихотворения», «Сто новых детских повестей», «Детский театр», Для Федорова типично, например, такое «творение»:

Вот роза, всех цветов царица,
Блестит румянца красотой,
Как утра майского денница,
И дышит сладостной весной.
(«Детская ботаника».)
Федоров очень любит поучать:
Ты не робей,
Владеть умей
Своим коньком;
А чуть не так,
Попал впросак,
Упал бочком,
Лежи ничком.
(«Конек».)

Поучение и морализация проникают у него и в названия рассказов: «Скромный Эрнест», «Болтливая Дашенька», «Старательная Варенька», «Небрежная Аннушка». В журнале «Новая детская библиотека», который издавал сам Б. Федоров, эти рассказы помещались под рубрикой «Нравственные примеры». Имя Б. Федорова стало в русской критике синонимом бездарного и бесцеремонного коммерсанта от литературы.

Первой профессиональной писательницей в литературе была Александра Осиповна Ишимова (1806— 1881). Она писала занимательно, умело строила повествование в многочисленных книгах для детей от мала до велика: «Чтение для детей первого возраста»; «Бабушкины уроки, или Русская история в разговорах для маленьких детей»; «История России в рассказах для детей». Но книги А. Ишимовой были пронизаны реакционными идеями. Освободительные войны и выступления крестьян она называла «разбоем», «моровой язвой». Исторические события она объясняла идеалистически, ссылаясь на предопределенность их божьей волей.

В. Г. Белинский в своих рецензиях предугадал недолговечность ее исторических произведений, в которых, по его меткому выражению, «нет совсем истории».

Много книг, проповедовавших преданность царю, покорность помещикам, верность церковным устоям, написал Виктор Бурьянов (псевдоним В. П. Бурнашева) (1809—1888). Его стихи, рассказы и повести «Белокурая коса», «Волшебный остров» очень похожи на подобные же «сочинения» Бориса Федорова. Кроме того, ему принадлежат научно-популярные книги, так называемые «прогулки»: «Прогулка с детьми по земному шару», «Прогулка с детьми по России». Писал Бурьянов наспех, допуская нелепости и несообразности: описывая Крым, он может по соседству поместить «мохнатые утесы», нависшие над рекой; дикого вепря, мчащегося «в густоте лесов»; «кровожадную гиену», «устремившую ужасный взор на барана, зашедшего по неосторожности в это дикое место», и «луг, покрытый народом, гуляющим около лавочек». В. Бурьянову как писателю дали резкую оценку Белинский, Чернышевский, Добролюбов. Известный писатель Лесков рассказал о его незавидной судьбе в очерке «Первенец русской темы».