Э. Дега прежде всего известен как художник балерин, так как никакие другие сюжеты его не настолько сильно не привлекали. Он был первым из европейских художников, кто совсем по-новому взглянул на балет. “Балетная” тема давала возможность художнику объединять изысканные линии с эффектами искусственного освещения. Интерес к Терпсихоре - давняя традиция французской живописи. Многие парижские художники были очарованы танцовщицами и артистками оперы, видели в них своих муз. Образы замечательных “нимф и богинь”, повелительниц мечты в галантном XVIII ст., оставили нам Ланкре, Латур, Фрагонар.

Э. Дега, хотя и был почитателем театра, совсем по-иному подошел к театральной теме. Его пленила не конкретная прима-балерина, он заинтересовался балетом вообще, балетом, который живет особой жизнью. Художник показал зрителю разные уголки театра: сцену, фойе, артистическую гримерную.

Балет времен Эдгара Дега - это балет-феерия, спектакль удивительных преобразований, когда на глазах у публики появлялись и исчезали страны, царства, миры и океаны, земли и подземелья. Все материальное исчезало, теряя свои свойства и права. Настоящим венцом этой театральной мистерии были именно танцовщицы, покрытые блестками и освещенные цветными огнями рампы, настоящие феи в прозрачных тюлевых костюмах, которые на глазах превращались в легкий танец.
Именно в полотнах Дега прослеживается двойная аналитика работы художника - разрушение иллюзии реального мира и ее новое воспроизведение на художественном полотне.

Кажется, художник “подсмотрел” за балеринами в “Голубых танцовщицах”, выбрав тот угол зрения, ту линию и те ракурсы, которые нужны лишь ему. С тайной радостью и блаженством он наблюдал жизнь в невольном борении света и тени, деталей и целого, будучи свидетелем-инкогнито - все видя, но не будучи видимым, все ощущая, но холодно сдержанно.

В “Голубых танцовщицах” Э. Дега лишь блестки чистых тонов вызывают мелодию танца, на полотне воплощена полная непринужденность и свобода композиции. Критики и публика часто предъявляли обвинение художнику в “неумении” вмещать на полотне желаемое, смеялись над манерой “обрезать” предметы и людей. И не понимали они при этом, что главное здесь - перед глазами зрителя. Когда уже пройден трудный курс обучения и репетиции, миг неожиданной и впечатляющей гармонии овладевает балеринами, и что-то похожее на преобразование вдруг появляется перед глазами. Четыре танцовщицы на полотне образовывают целостность, своей пластикой передавая идею гармоничного, согласованного движения, которое разбивается на глазах. Более всего зачаровывает сияние голубого цвета - то насыщенного синими оттенками, то изумрудного. Светятся и меняются юбочки, сияют на корсажах и в волосах балерин зеленые, голубые и красные ленты, легко касаются пола ножки в балетных туфельках.

Даже пастель, которой чаще всего пользовался художник, создает единство цвета и линии. Полотна Э. Дега стали весомым вкладом в историю мирового и французского импрессионизма.