Страница: [ 1 ]  2  

Цели урока: 1. Научить писать сочинение-описание по картине.
2. Научить использовать в сочинении художественный стиль речи.
Ход уроков.
I. Организационный момент.

II. Краткое слово учителя. Рассказ о художнике.
Иван Трифонович Хруцкий (1810-1885) – русский живописец, натюрморты которого отличает иллюзорное изображение предметного мира. Он родился 8 февраля 1810 года в небольшом городе Витебской губернии ( теперь это Белоруссия) в семье священника. Большая семья церковного служителя жила скромно, но все же родителям удалось послать своего первенца на учебу в лицей. В этом лицее был музей и зал, великолепно приспособленный для занятий рисованием и живописью.

Должно быть, природное дарование мальчика обнаружилось рано, иначе трудно объяснить поступление провинциального юноши в Петербургскую Академию художеств в 1827 году и его успехи в дальнейшем. Жажда знаний и необычайная энергия Хруцкого были столь велики, что он брал уроки у известного английского портретиста.
Подлинные успехи были достигнуты художником в создании натюрмортов. Самые ранние из них относятся к началу 1830-х годов («Натюрморт с птичкой», «Натюрморт со стаканом», «Натюрморт с вазой»). Натюрморт Ивана Хруцкого, с которым мы с вами познакомимся сегодня, был удостоен Большой серебряной медали «за написание с натуры плодов и фруктов». Эта картина называется «Цветы и плоды» .
Перед тем как начать работать с картиной Хруцкого «Цветы и плоды», нам следует вспомнить о том, что такое натюрморт.
Ребята, на уроках ИЗО вы наверняка рисовали цветы, фрукты, овощи, ягоды, различные предметы обихода.
- Как называются картины, на которых все это изображено?
Подобные картины носят название натюрморт. Это слово пришло к нам из французского языка и переводится как «мертвая природа»

III. Беседа по картине.

- Нравится ли вам эта картина? Какие чувства она у вас вызывает?
Хочется протянуть руку, попробовать парочку спелых и сочных персиков или желтую грушу. Взять в руки красивый и пышный букет, понюхать эти цветы.

Всем понятно, почему в названии картины звучит слово цветы: букет цветов занимает центральную часть картины
.
- Но почему дальше в названии стоит слово плоды? Почему не фрукты или овощи?
Потому что плоды – это общее название. Это и фрукты, и овощи. На картине много фруктов, но ведь есть и овощи.

- Посмотрите, ребята, сколько плодов на столе – вот как щедра природа! В центре картины – красивый букет цветов. Не правда ли, они сразу бросаются в глаза.
Цветы
- Какие же цветы его составляют? Какие из них вам знакомы? Опишите их.
Больше всего в этом букете пионов: бледно-розовые, светло-желтые, белые, ярко-красные, переходящие в бордовый. У двух красных пионов, наклонивших свои головки к стакану, можно заметить несколько бело-желтых прожилок.

- С чем можно сравнить эти цветы? Какое бы сравнение вы подобрали, чтобы как можно лучше рассказать читателю о цветах, чтобы как можно ярче создать представление о пионах?
Эти цветы напоминают огромную шапку: цветы «мохнатые», а их лепестки словно курчавые.

- Посмотрите, с другой стороны букета художник изобразил розу.

- Что вы можете сказать про этот цветок? Какого цвета ее лепестки? Одноцветны ли они?
Роза ярко-красная, правда, на краях лепестков можно увидеть как бы нежно-розовую бахрому. Эта бахрома отделяет один лепесток розы от другого.

- Розу любят очень многие. Выражение расцвела, как роза подчеркивает красоту, преображение девушки.

- Как вы думаете, если бы это растение ожило, то какими человеческими чертами оно бы обладало?
Роза очень красива, но нее есть шипы. Наверное, это был бы гордый человек, возможно, умеющий защищаться.

- Вам хорошо известен такой цветок, как нарцисс. Знаете ли вы какие-нибудь сказки и легенды про него?

- А каким изображает этот себялюбивый цветок художник И.Хруцкий?
На картине «Цветы и плоды» изображены два нарцисса. Они ярко-желтого цвета. По тому, как художник выписывает каждый лепесток(они едва не светятся), видно, что цветок этот хрупкий и ранимый.)

- Посмотрите, прямо над нарциссами художник изобразил совершенно другие цветы. Это гиацинты, которые уже сами по себе составляют отдельный букет.

- Как выглядят эти цветы? С чем можно их сравнить?
Каждый отдельный цветок на веточке гиацинта состоит из четырех лепестков и похож на маленькую звездочку – даже цвет у некоторых из них нежно-сиреневый, переходящий в синий, заканчивающийся белым.

- А если бы эти цветы стали людьми, то какие черты характера были бы свойственны?
Скорее всего, они были бы тихими и мирными, потому что цвет их не яркий, как у роз, а спокойный. К тому же они отличаются от роз своей довольно простой формой.
- Найдите на картине цветы, тоже выполненные в синих или голубых оттенках.
Рядом с гиацинтами – нежно-фиолетовый ирис.

- Попробуйте описать этот необычный цветок.
Лепестки ириса начинаются желтоватым цветом. Наверное, о лепестках этого цветка сказать труднее всего: очень уж они необычные. Продолговатые, расширенные книзу, а в центре, словно маленький пушистый комочек. Можно заметить какие-то маленькие прожилки на каждом из лепестков цветка. Он какой-то необычный, нессиметричный.
- Посмотрите, на самом верху букета - ярко-синие васильки.

- Как они выглядят?
На тоненьких хрупких стеблях держатся маленькие округлые головки, похожие на шишки, которые заканчиваются лепестками, направленными в разные стороны. Они словно открывают свою сердцевинку солнцу.

- А чем отличаются васильки от других цветов, изображенных художником?
Только эти цветы растут в поле. Именно поэтому, наверное, рядом с васильками художник изобразил стройные, золотистого цвета колосья.

- Вы правильно подметили на картине колосья.
- Какое бы слово вы употребили, чтобы охарактеризовать их? На что они похожи?
Они очень похожи на туго заплетенную косу.

- Скажите, а какими человеческими чертами, по вашему мнению, могли бы обладать васильки?
Наверное, они были бы добродушными и приветливыми людьми – настолько они легкие, воздушные. Кажется, поднимутся и улетят.

- Какие еще цветы мы с вами не заметили?
У самого края вазы примостились небесного цвета фиалки, внутри цветка которых словно ободок желтого цвета.
Ваза
- А что вы можете сказать про вазу, в которой стоят цветы? Что на ней изображено?

Ваза, в которой стоят цветы, серебристо-медного цвета. На ней художник детально выписывает ветку дерева. Мы отчетливо видим каждый листочек. Под деревом изображены животные, очень похожие на собак: у них продолговатое туловище, длинный хвост, небольшие острые уши. Также очень хорошо видна трава под ногами у животных. Там, где ваза сужается, художник изображает орнамент.

- Ребята, а что означает слово орнамент? Подберите к нему синоним.
Орнамент – узор, состоящий из упорядоченных элементов для украшения каких-либо предметов и архитектурных сооружений.
- Попробуйте подобрать прилагательные к слову орнамент.
Необычный, оригинальный, красивый.

- А еще мы сказать незатейливый орнамент, имея в виду простой, незамысловатый, но выполненный со вкусом узор.
Посмотрите на слово незатейливый – оно одного корня со словом затея «выдумка»

- Ну что ж, мы с вами рассмотрели и каждый цветок на картине, и вазу, но ведь работа И. Хруцкого называется «Цветы и плоды».
Плоды
- А какие же плоды здесь изображены?

-Давайте начнем с тех, которые вам больше всего хочется попробовать.
Сразу бросаются в глаза ярко-желтые с бордовым и темно-красным оттенком персики, заботливо положенные кем-то в плетеное лукошко. Причем видно, что положены они на какие-то листочки. Персики привлекают к себе внимание, Они выглядят очень сочными. Это видно по разломленному персику, который лежит отдельно от других – на столе.

- А посмотрите, как выписывает художник каждую смородинку! Какие цвета при этом использует И. Хруцкий?
Смородина блестящая, где-то красная, нежно-розовая, а где-то бежевая.

- С другой стороны букета лежит желтая тыква с зеленым хвостиком, приподнятым к верху. Она громадных размеров и словно поделена на продолговатые дольки.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Сочинение по картине Рылова «Цветистый луг»
    Летом каждый человек устает от духоты города – и хочется просто окунуться в разноцветье трав и полевых цветов. Многие люди стремятся вырваться на простор, которого так часто не хватает в стенах душных каменных джунглей. Если у вас не получилось насладиться...смотреть целиком
  2. Сочинение по картине Юона «Конец зимы. Полдень»
    Зима и весна – эти два сезона столкнулись на картине Юона «Конец зимы. Полдень». О приближении весны говорит подтаявший снег, на котором остаются глубокие следы. К тому же, снег на крыше старого здания уже не лежит плотным слоем, а стал дряблым - и местами...смотреть целиком
  3. Сочинение по картине Васнецова «Северный край»
    Север – это край безграничных просторов, чистых рек и дикой природы. В эти места многие люди приезжают, чтобы отдохнуть от городской суеты или приобщиться к миру нетронутой чистоты. Васнецов создал свою картину «Северный край» под впечатлением от...смотреть целиком
  4. Сочинение по картине Левитана «Весна. Большая вода»
    Весна – это удивительная пора года, когда все вокруг преображается, обновляется. Воздух становится чистым, ароматным. И природа постепенно просыпается после зимней спячки. И кажется, что все неприятности остались позади. И как-то вдруг наступает половодье....смотреть целиком
  5. Сочинение по картине А. Н. Комарова «Наводнение»
    Весна. Однако это время года приносит лесным зверушкам не только радость теплых солнечных дней, но и неприятности, и даже настоящую беду. По лесам, полям и лугам движутся извилистые ручьи. Весь снег растаял, лес затопило. Повсюду вода, некуда бежать...смотреть целиком
  6. Сочинение-описание картины «сикстинская Мадонна» Рафаэля
    «Сикстинская мадонна» — одно из прославленнейших произведений мирового искусства. Эта картина принадлежит к числу самых ярких поэтических образов, созданных художниками эпохи Возрождения. Картина является как бы итогом творчества великого художника того...смотреть целиком
  7. Сочинение по картине И. И. Левитана «Берег Средиземного моря»
    Когда говорят о Левитане, обычно подразумевают русские пейзажи с березками, полями и Волгой, но никак не морские пейзажи. Общее мнение об Исааке Ильиче таково, что морю в его творчестве места почти не досталось. Однако, следующая картина - это прямое...смотреть целиком