Илья Ефимович Репин — один из величайших русских художников. Вершин в искусстве он достиг не только благодаря своему огромному таланту, но и постоянному самосовершенствованию. С конца семидесятых годов XIX века одной из главных тем картин И. Репина становятся типичные моменты биографии русского революционера. Ей посвящены многие полотна художника, одно из которых — картина «Не ждали».

Это произведение отображает размышления о судьбе революционера, возвратившегося домой из ссылки. Мы видим на картине сияющие лица женщины за роялем и мальчика-гимназиста, который, очевидно, воспитан в духе любви и уважения к отцу. Портрет Шевченко на стене свидетельствует о том, что в этом доме хранится дух интеллигентности и народничества. Во всей живописи картины выражено ощущение напоенного светлой голубизной воздуха. Все это позволяет нам предположить, что замешательство от первой минуты встречи должно смениться объятиями и радостными

возгласами. Но над всем этим доминирует немой диалог двух главных фигур — матери и сына, вернувшегося домой. Пожилая женщина в черном встала с кресла, вся ее фигура выражает радостное изумление и стремление поскорее обнять сына. Она еще стоит, но корпус ее слегка наклонен вперед, в чем виден ее душевный порыв. Все пространство наполнено мягким теплым, светом, который передает дух семейного уюта и любви, царящих в этой семье. Композиция картины построена так, что зритель превращается в не зримо присутствующего свидетеля происходящего, который может вынести и свое суждение о случившемся.

Фигура героя слегка напряжена, но мы понимаем, что ждет сострадания и прощения, потому что не отрекается от своего прошлого, ведь от семьи его увел гражданский долг. Рассматривая картину Репина «Не ждали», мы можем сделать вывод, что здесь изображена ситуация, полная драматизма и психологизма.