Страница: 1  [ 2 ]  

характеров и индивидуализация человеческой речи — Бальзак был выдающимся мастером в построении диалога — привлекли к творчеству Бальзака Ф. М. Достоевского, переводившего в молодости роман «Евгения Гранде». А. М. Горький в статье «О том, как я учился писать» рассказывал, что уже в юности его изумляло «искусство изображения людей словами, искусство делать их речь живой и слышной», которое он обнаруживал у Стендаля, Бальзака и Флобера. «Это действительно гениальные художники, величайшие мастера формы...» — писал Горький.

Ги де Мопассан (1850 — 1893)

Ги де Мопассан, считавший себя учеником Флобера, выступил впервые в литературе в 1880 г. с рассказом «Пышка». Его напечатали в сборнике патриотических произведений о франко-прусской войне 1870 г.

Флобер успел еще прочесть рассказ Мопассана и признать его шедевром, в котором «все прекрасно в целом». Мопассан описал небольшую группу состоятельных людей, уезжавших в период оккупации из Руана, дав им уничтожающую характеристику. Это были состоятельные люди, спасавшие свое имущество, но выдававшие себя за патриотов. В рассказе им противопоставлена женщина улицы Элизабет Руссе, по прозвищу Пышка, красивая, но вульгарная женщина. Пышка тоже уезжает из Руана «по патриотическим соображениям», она не желает оставаться в городе, занятом пруссаками. Писатель не идеализирует Пышку, но сопоставление Пышки с другими героями рассказа оказывается оскорбительным для них.

Впоследствии Мопассан не раз возвращался к мотивам своего первого произведения. В новеллах «Дядюшка Милон», «Мадемуазель Фифи», «Тетка Соваж», «Пленные», «Два приятеля», «Дуэль» стихийный народный патриотизм противопоставлен лицемерию господствующих слоев Франции.

Мопассан создавал новеллы, где на нескольких страницах раскрывал жизнь в ее повседневном течении, изображая трагическое наряду с комическим, всегда давая свое особое освещение событий. Новеллы французского писателя задушевны, лиричны.

Мопассан любил рассказывать о бесхитростных людях, мелких городских служащих, солдатах, деревенских рабочих, о том, как нелегко и горько иногда складывалась их жизнь.

Нам симпатичны солдат Буатель, наивно предположивший, что родители согласятся на его брак с негритянкой («Буатель»), молчаливый кузнец Филипп, заменивший маленькому мальчику Симону отца («Папа Симона»), и чужд господин Караван, который лишь выглядит хорошим сыном («В своей семье»).

Большой известностью пользуются романы Мопассана. В одном из них («Жизнь», 1883) рассказана грустная история Жанны де Во. Вступая в жизнь, Жанна полна надежд, но она терпит одно разочарование за другим, становится жертвой грубости и цинизма мужа.

Это роман о женщине, которая «не то чтобы гибнет, а бесцельно увядает, ничего не дав миру». Так определил тему романа Л. Н. Толстой.

Если молодые люди, мечтавшие вступить в единоборство с буржуазным миром в начале XIX в. (Ж. Сорель у Стендаля, Растиньяк у Бальзака), обладали незаурядными личными качествами, то современный «герой» Франции Третьей республики, каким изобразил его Мопассан, — это человек с низменными стремлениями и мелкой душой.

В романе-памфлете «Милый друг» (1885) Мопассан дал портрет молодого мужчины, сильно отличавшегося от молодых героев Стендаля или Бальзака. Жорж Дюруа бездарен, плохо владеет пером, но его беспринципность, готовность на все ради денег вполне устраивают финансиста Вальтера, владельца газеты. Подогревая общественное мнение статейками Жоржа Дюруа (написанными не им самим), газетчик Вальтер и демагог-депутат Ларош-Матье провоцируют войну в Индокитае, называя ее «Танжерской экспедицией». Изображая эту авантюру, Мопассан осуждал колониальную политику Франции.

Эмиль Золя (1840-1902)

Критика буржуазной действительности определила основное направление творчества Эмиля Золя. Выступив в 80-х годах С Рядом статей, он утверждал, что теперь искусство подошло ближе к изображению повседневных фактов, чем это делали Бальзак или Стендаль.

Золя возглавил группу писателей-натуралистов, которые относились к жизненному материалу как ученые-экспериментаторы.

Свою двадцатитомную серию романов «Ругон-Маккары» (1871 — 1893) Золя превратил в обстоятельную «естественную и социальную историю одной семьи в эпоху Второй империи», как сказано в подзаголовке «Ругон-Маккаров». Эта серия романов охватывает события с декабрьских дней 1851 г., когда Луи Бонапарт захватил власть («Карьера Ругонов»), вплоть до разгрома Франции в войне с Пруссией 1870 г. («Разгром»).

Золя обстоятельно освещает вопрос о влиянии среды на человека (история прачки Жервезы в романе «Западня»). Алчность и авантюризм буржуазии он описывает в романах «Добыча», «Чрево Парижа», «Деньги». Большой роман посвятил Золя жизни шахтеров и их борьбе против шахтовладельцев («Жерминаль», 1885). Писатель говорил, что он изобразил столкновение труда и капитала, за порогом которого стоит социальная революция. Интересный роман посвятил Золя жизни художника-импрессиониста Клода Лантье («Творчество», 1886).

В 1898 г. Золя смело выступил на общественном поприще, обвинив шовинистически настроенную французскую военщину и правительственных чиновников в несправедливом осуждении офицера Дрейфуса.

Альфонс Доде (1840-1897)

В комическом свете колониальную экспансию французской буржуазии изобразил друг Флобера и старший современник Мопассана Альфонс Доде. В трилогии «Тартарен из Тараскона» (1872 — 1890) он заставил читателей смеяться над нелепой страстью к «приключениям» ничтожного обывателя Тартарена, труса, выдающего себя за храбреца. Автор нарядил своего героя в смехотворный костюм, окружил его восторженными глупцами — тарасконцами. Доде не выступает в романе разоблачителем, но юмор его на самом-то деле является беспощадным.

Почти все произведения Доде обращены равным образом и к взрослым, и к детям. Они поэтичны, лиричны, привлекательны, в них даны великолепные описания подростков, людей из народа, провансальской природы.

В циклах рассказов «Письма с моей мельницы» (1869), «Рассказы по понедельникам» (1873) Доде изобразил юг Франции, его предания, обычаи.

Два романа Доде — «Малыш» (1868) и «Джек» (1876) — посвящены теме трудного детства. Герой первого романа, как это было и с самим автором, шестнадцати лет поступает воспитателем в коллеж.

Талантливый поэт Даниэль Эйсет вынужден терпеть издевательства своих учеников — «маленьких буржуа». С мягким юмором рисует Доде брата Малыша, Жака.

В трогательной повести «Прекрасная Нивернезка» (1886) писатель рассказал о семье честного, работящего лодочника папаши Луво, усыновившего ребенка, брошенного на улице. История Виктора, «найденыша», превратилась под пером Доде в гимн человечности, искренности, взаимной поддержки простых людей Франции.

Пьер Жан Беранже (1780-1857)

Французская поэзия прошлого века выдвинула двух народных трибунов, которые приобрели славу во всем мире. Это Пьер Жан Беранже и Эжен Потье. Беранже выразил настроения демократических масс начала XIX в.; Потье, автор «Интернационала», выступил в конце века как глашатай пролетарской борьбы.

Беранже вспоминал, что девятилетним мальчиком «с высокой кровли дома видел взятие Бастилии...». «С тех пор, — говорил он, — любовь к родине стала единственной страстью всей моей жизни».

В мае 1813 г., когда Наполеон I после бегства из России снова задумал развязать войну, Беранже написал сатирическую песню «Король Ивето». В ней Бонапарту противопоставлялся добродушный и миролюбивый король. Совсем незлобивую на первый взгляд песенку полиция преследовала по пятам. Всем было ясно, против кого она направлена.

Когда во Франции к власти вернулось дворянство, по всей стране распространились песни-сатиры Беранже. Поэт бичевал реакцию, призывал сбросить власть «Священного союза» над народами Европы.

Беранже постоянно разоблачал планы реакционного духовенства («Святые отцы», «Капуцины»). Он презирал представителей правящих классов, провозгласивших установление монархического режима «днем мира, днем освобождения» («Белая кокарда» «Челобитная породистых собак»). Людей искусства Беранже учил не преклоняться перед богачами («Новый фрак, или Визит к его светлости»). Он призывал тружеников всех стран: англичан, немцев, русских, французов — утвердить мир на земле («Священный союз народов»). Беранже писал о народе, создавая яркие реалистические образы, как бы выхваченные из самой жизни. Рыжая Жанна, оставшаяся одна с тремя детьми (ее муж, браконьер, схвачен полицией); старый бродяга, проклинающий «порядочных» людей; солдаты наполеоновской армии («Старый капрал», «Два гренадера»); школьный учитель; Лизетта, беспечная подруга поэта, — герои песен Беранже.

Песни Беранже горячо встречали передовые читатели России. Великие русские революционеры-демократы Белинский, Добролюбов, Чернышевский высоко оценили народность и художественное мастерство стихов Беранже. Как отмечал В. Г. Белинский, в его песнях переплелись любовь и политика, беспечность и серьезные раздумья о жизни.

Эжен Потье (1816-1887)

Сын парижского ремесленника Эжен Потье выступил со своим первым сборником стихов в четырнадцать лет, откликнувшись на события июльской революции 1830 г.

Как поэт-революционер Потье заявил о себе в период февральской революции 1848 г. Он принимал участие в июньском восстании парижского пролетариата. В дни ожесточенных классовых боев Потье в своих стихах призывал снести обветшалое здание старого общества, заявляя, что народ сам хочет стать «хозяином своей судьбы» («Старый дом на слом», «Народ»).

В 60-х годах прошлого века Потье стал одним из организаторов французского рабочего движения. Во главе большой группы трудящихся он вступил в ряды I Интернационала.

Во время Парижской коммуны 1871 г. Потье избрали революционным депутатом Парижа. С оружием в руках он защищал на баррикадах дело Коммуны, а в дни террора, находясь в подполье, написал «Интернационал» (июнь 1871 г.). Несмотря на трагический исход борьбы коммунаров, Потье провозглашал право народов на все блага мира, создаваемые их трудом. Нужно было обладать глубокой верой в конечную победу пролетариата, чтобы в такой момент сложить песню, ставшую впоследствии партийным гимном коммунистических и рабочих партий всего мира.

Горький в своей статье о Потье отметил, что поэт «был одним из самых великих Пропагандистов посредством песни».

В 1888 г. бельгийский рабочий-композитор Пьер Дегейтер написал музыку к «Интернационалу».


Страница: 1  [ 2 ]