Когда в 1826 г. А. С. Пушкин, возвратившийся из села Михайловское в Москву, читал своим друзьям неопубликованную трагедию «Борис Годунов», среди слушателей был молодой поляк, почти ровесник русского поэта. Вскоре он написал в Варшаву друзьям о Пушкине: «...я знаком с ним и мы часто встречаемся... в разговоре очень остроумен и увлекателен; он много и хорошо читал, знает новейшую литературу; его понятия о поэзии чисты и возвышенны». А несколько позже Пушкин слушал своего польского собрата, выступившего на одном из вечеров с импровизацией. Свое впечатление о нем Пушкин выразил в строках стихотворения:

С ним

Делились мы и чистыми мечтами

И песнями (он вдохновен был свыше

И свысока взирал на жизнь).

Нередко Он говорил о временах грядущих,

Когда народы, распри позабыв,

В великую семью соединятся.

Мы жадно слушали поэта...

Строки эти посвящены Адаму Мицкевичу, величайшему из польских поэтов. В годы знакомства с Пушкиным он был политическим ссыльным и находился под надзором царских властей.

Адам Мицкевич, сын обедневшего шляхтича, родился в Белоруссии. Он учился в Виленском университете и в эти годы начал писать стихи.

На протяжении XIX в. Польское государство не значилось на карте Европы. В конце XVIII в. Польша была разделена между Австрией, Пруссией и Россией. Но польский народ не отказался от мысли об освобождении родины, он неоднократно поднимал восстания. И литература польского народа стала знаменем национальной борьбы, а поэты — духовными вождями нации. Польский революционный романтизм был тем литературным направлением, в котором освободительные стремления народа выразились всего полнее и ярче. Мицкевич стал его основоположником.

Мицкевич уже в годы ранней юности участвовал в патриотическом движении польской молодежи. Товарищи его называли себя филоматами и филаретами, т. е. любящими науку и добродетель. Начали они с занятий науками, чтения друг другу первых литературных опытов.

Первый сборник стихотворений Мицкевича «Поэзия» (1822), в те годы скромного учителя в городе Ковно, совершил переворот в польской поэзии.

Новое слово поэт сказал прежде всего своими балладами, использовав в них народные песни и легенды. Он ввел в литературу не только фольклорные сюжеты, образы и приемы, но и народные понятия о правде, долге, справедливости. А когда в 1823 г. вышел в свет второй том «Поэзии» Мицкевича с драматической поэмой «Дзяды» (это название народного обряда поминания умерших), читатель уже нашел в нем сцену сурового посмертного возмездия помещику, бесчеловечно относившемуся к своим крестьянам.

Мицкевич-романтик превозносил патриотическое чувство, энтузиазм, выражая тем самым веру в революционный подъем, в способность нации на подвиг освобождения.

В поэмах Мицкевича «Гражина» (1823) и «Конрад Валленрод» (1828), посвященных борьбе литовского народа против крестоносцев, появляется романтический герой.

Он даже жертвует своей жизнью, чтобы спасти родину, пробудить патриотическое чувство в своих соотечественниках, показать им пример самопожертвования.

Призывы Мицкевича обращены были прежде всего к молодому поколению. Именно его назвал поэт в своей «Оде к юности» (1820) силой, способной повести мир по новому пути, приблизить «зарю свободы» и восход «солнца избавления». Когда в ноябре 1830 г. в Варшаве вспыхнуло национально-освободительное восстание, стихи Мицкевича печатались в повстанческих газетах, издавались брошюрами. Самого же поэта тогда не было на родине.

Виленские кружки революционной молодежи были раскрыты еще до варшавского восстания, а их участники арестованы и высланы.

В 1824 г. Мицкевичу пришлось покинуть Литву. Поэт пробыл в ссылке четыре с лишним года (он жил в Петербурге, Одессе, Москве, снова в Петербурге).

Разлуку Мицкевича с родиной скрасило дружеское расположение к поэту лучших людей России. Среди них были декабристы К. Ф. Рылеев и А. А. Бестужев. Мицкевича и его ссыльных товарищей приняли как друзей «по чувствам и образу мысли». Вот что писал Мицкевич о декабристах спустя несколько лет:

О, где вы? Светлый дух Рылеева погас, —

Царь петлю затянул вкруг шеи благородной,

Что, братских полов чувств, я обнимал не раз.

Проклятье палачам твоим, пророк народный!

Нет больше ни пера, ни сабли в той руке,

Что, воин и поэт, мне протянул Бестужев.

С поляком за руку он скован в руднике,

И в тачку их тиран запряг, обезоружив.(Перевод В. Левика.)

Этими строками Мицкевич сопроводил издание 3-й части «Дзяды» (1832), ставшей откликом на разгром царизмом польского восстания 1830 — 1831 гг. и призывом к дальнейшему продолжению борьбы. Автор ее, в 1829 г. уехавший за границу, навсегда остался в эмиграции.

Самое крупное произведение Мицкевича — поэма «Пан Тадеуш» (1834). Это польская национальная эпопея. Под пером Мицкевича история спора шляхетских семей из-за полуразрушенного замка, немного нелепая и грустная, развернулась в энциклопедию шляхетских нравов и быта начала прошлого века.

С середины 30-х годов Мицкевич почти замолкает как поэт. Он переживает годы материальных лишений, мучительных заблуждений (40-е годы — время его увлечения мистицизмом), но все же не складывает оружия и выступает как историк, как лектор (читает курс славянских литератур в Париже), как организатор польского легиона, воевавшего в 1848 г. за свободу Италии, как революционно-демократический публицист, редактор газеты «Трибуна народов» в 1849 г.

Когда началась русско-турецкая война 1853 — 1855 гг., Мицкевич, движимый желанием использовать этот конфликт в интересах Польши, выехал в Константинополь. Но осуществить свои планы Мицкевичу не удалось: в Константинополе он заразился холерой и умер.

Юлиуш Словацкий (1809 — 1849)

Крупнейшим из соратников и преемников Мицкевича стал замечательный лирик и драматург, пламенный демократ Юлиуш Словацкий.

Известность он завоевал революционными стихами 1830 — 1831 гг. После разгрома польского восстания вместе со многими сверстниками оставшиеся годы жизни поэт провел в эмиграции, на чужбине.

Романтическая литература металась между надеждой и отчаянием, была устремлена в будущее, от которого ждали революции и свободы.

Словацкий создал польский романтический театр. Драма «Кордиан» (1834), сочетавшая фантастическое и реальное, говорила о трагизме века, печальной доле угнетенного народа и о судьбе современника, патриота-заговорщика, романтика, человека благородного, но ослабленного своим одиночеством, нерешительностью.

В любимом создании Словацкого — сказочной, удивительно поэтичной «Балладине» (1839) — народно-песенный сюжет о сестре-завистнице развернулся в рассказ о неутолимом честолюбии, которое ведет героиню к кровавым преступлениям.

Самая прославленная и оригинальная его поэма — «Бенёвский» (1841). Бесчисленные приключения своего героя, разорившегося молодого шляхтича, задорного рубаки, участника бурных событий, поэт использовал не только для того, чтобы создать картину минувшего, но и выразить свое отношение к современности.

В бесчисленных лирических отступлениях Словацкий излагал свои взгляды на поэзию, спорил со своими литературными недругами и соперниками, клеймил врагов Польши.

Поэма эта осталась незаконченной, так же как и труд последних лет жизни Словацкого — поэма «Король-Дух».

В ней он хотел изложить в поэтической форме историю дорогой ему Польши и свои философские взгляды, которые были несвободны от влияния мистицизма.

Самой заветной мечтой Словацкого было увидеть свой народ вновь поднявшимся на революционную борьбу, завоевавшим свободу. Он завещал своим соотечественникам:

Заклинаю живых: пусть надежд не теряют,

Пред народом несут просвещения факел;

Если ж надо — на смерть чередой пусть шагают,

Погибая со славой в жестокой атаке.(«Мое завещание», перевод Н. Асеева.)

Болеслав Прус (1847-1912)

Крупнейший мастер польского критического реализма — Болеслав Прус (псевдоним Александра Гловацкого).

Юношей он участвовал в восстании 1863 г., одно время был студентом, переменил много профессий и, наконец, стал журналистом, автором популярных хроник-фельетонов, и писателем. Богатейший запас жизненных наблюдений позволил Прусу написать произведения, по которым историк смело может изучать жизнь Польши, черпая бесценные сведения и подробности.

Одаренный редким юмористическим талантом, писатель о многом говорил как бы с мягкой усмешкой; особенно светел его юмор в рассказах, посвященных детям.

Начав с небольших юморесок, сравнительно безобидных, Прус постепенно переходит к острым социальным темам.

Есть у него произведения, изображающие польскую деревню, например «Форпост» (1885) — повесть о крестьянине, горячо привязанном к своей земле и ни за какую цену не уступающем ее немецким колонистам.

Но лучше всего Прус знал и изображал город. Он был летописцем и певцом Варшавы.

Его роман «Кукла» (1887 — 1889) можно назвать панорамой Варшавы последней трети века, когда бурно развивался капитализм и аристократические бездельники, опустошенные, бессильные и развращенные, должны были потесниться, чтобы дать место новым людям — предпринимателям, финансистам, купцам.

Широко известен исторический роман Пруса «Фараон» (1895 — 1896), в котором изображено древнеегипетское государство, раздираемое ожесточенной борьбой, идущее к упадку

Эта книга кончается трагически: молодой, пылкий и воинственный фараон Рамзес XIII, стремившийся к укреплению государства, гибнет в борьбе с могущественной кастой жрецов.