А.Н.Толстой (1883-1945), прозаик, драматург и публицист реалистического направления, получил первое признание читателей после выхода его сборника прозы «Сорочьи сказки» (1910) - серия набросков на темы фольклора. Эти наброски не имеют идеи, их форма не завершена, а язык откровенно стилизован. Л. Н. Толстой (1828-1910) - крупнейший мыслитель, писатель- реалист. В детское чтение перешли первые же произведения Толстого. « Детство», «Отрочество» - ярчайшие образцы реалистической повести о детстве. В «Детстве» получили художественное воплощение взгляды Толстого на воспитание детей. Категорически отвергает насилие как средство воспитания. Самое лучшее - домашнее, материнское. Произведения для детей Толстой начал писать в Яснополянской школе, которую создал сам. В 1872 году вышла «Азбука» в 4-х книгах - результат 14 летнего труда. Критика, как официальная, так и демократическая - встретила этот труд столь сурово, что он снова начал над ним работать- для исправленного переиздания. Заново переписал «Азбуку», назвав ее «Новой Азбукой», а материалы, входившие в разделы для чтения, выделил в «Русские книги для чтения». Труд был завершен в 1875 году. По нему училось несколько поколений.

Но Толстой несколько лет сказки, мифы, древнейшие рукописи, песни, чтобы написать их.

В 1923 при переиздании ранних рассказов Толстой выделил два цикла: «Русалочьи сказки» (с волшебно-мифологическим сюжетами) и «Сорочьи сказки» (о животных). Оба цикла предназначены взрослым, но многие сказки нашли отклик у детей. В цикле «Сорочьи сказки» повествуется в основном о птичьем и зверином царствах, хотя героями иногда есть люди, есть сказки о муравье, о грибах, о домашней утвари. Самая большая - сказка «Синица». Это эпически развернутое повествование, со множеством исторических деталей. Драматическая история княгини Натальи. В целом «сорочьи» сказки повествуются более легкой, немного насмешливой интонацией, интересны детям. В отличии от многих лит сказок они не назидательны, а только развлекательны, но по-особому: в обычных ситуациях для сказок и животных раскрывается мир героев.

стилизацию народной сказки писатель вводит ироническую пародию , тем самым подчеркивая разницу между народной сказки и своей собственной. Его насмешливый тон даже грустным финалам придает веселье. Сказка «Заяц» . сюжет ее типично фольклорный: заяц спасается от волка с помощью доброй заступницы - бабушки-сосны. Все три героя оказываются в драматическом положении: в буран старая сосна падает, зашибает волка, а заяц горюет, что остался сиротой. «И капали в снег пустяковы слезы». Психологическая внутренняя речь, произнесенная зайцем, сама по себе смешна. Слово «пустяковость» относится ко всей печальной истории. Писатель рассказал, что природа наивна и мудра, таким же должен быть человек.

У Толстого еще есть рассказы для детей: «Полкан», «Топор», «Воробей», «Жар-птица», «Прожорливый башмак» и др. птицы, звери, игрушки, рисунки одушевлены и очеловечены в этих рассказах так, как это происходит в детском воображении. «Прожорливый башмак»: игрушки боятся страшной картинки, лежащей под комодом, «рожа с одними руками», что нарисована на ней, убежала и прячется в комнате - от этого всем еще страшнее. Эти сказки и рассказы своего рода «представлёныши», в которые играют дети. Самый лучший «представленым» - «Фофка»- повествование от имени ребенка, игра брата и сестры в страшных «фофок» (цыплят, нарисованных на полосках обоев) показана внутри детского мира. Ночью «фофки» оживают, дети побеждают их, приколов особоыми кнопками, купленными у «госпожи Пчелы».

Композиция «Новой азбуки» была тщательно продумана Толстым. В начале идут рассказы-миниатюры; всего несколько строк, простых по содержанию и синтаксису давали ребенку настоящую картинку. Такие рассказы как «У вари был Чиж», «Пришла весна», «У бабки была внучка», автор предназначал малышам. Поэтому в рассказах даются лишь самые необходимые детали, рассчитанные на первый слой детского восприятия. Былях, баснях - смысл углубляется, содержание захватывает новые слои жизни, незнакомые ранее понятия. Лексика и стиль меняются: прежнюю простоту, они отвечают уже не только учебным задачам. Но и эстетическим. Самые известные произведения для дошкольников оттуда- «Три медведя», «Корова», «Филиппок».

Зачин сказки «Три медведя» выдержан в духе реалистического произведения: « Одна девочка ушла из дома в лес…» Но столь не сказочный зачин вводит читателя в обстоятельства вполне сказочные и знакомит с персонажами, близкими к народной сказке. Сказочные говорящие медведи: отец Михаил Иванович, медведица Настасья Петровна и медвежонок Мишутка. Наделенные человеческими именами, они и хату свою устроили как у людей, и привычки тоже человеческие: каждый есть похлёбку из своей чашки, да еще и ложкой. Кто хлебал из чашки? сидел на стуле? кровать кто помял?- это традиционные троекратные повторы для народной сказки.

Но не в пример персонажам сказочным, девочка оказалась шустрой и избегает расплаты без помощи волшебных сил: открыв глаза и увидев медведей - выпрыгивает в окно. Толстому важно было показать, что крестьянский ребенок в экстремальной ситуации смел, ловок, решителен.

В рассказе «Филиппок» тоже реальная история. Мальчику стало скучно в избе штаны протирать, и он решил пойти в школу. Пришел, и так растерялся, что на все вопросы учителя молчал и плакал. Добрый учитель оставил его в классе: мол, садись возле брата на лавку, а я твою мать попрошу, чтобы пускала тебя в школу.
Но несмотря на краткость в рассказе создан характер мальчика. Как ток Филиппок въехал, что ему хочется учиться в школе, ничто не может сбить его с пути ни собаки, набросившиеся на него, когда «вышел к жужжим» дворам, ни страх перед учителем. Не найдя своей шапки хватает отцовскую.

В сенцах школы как порядочный снимает головной убор и после этого открывает дверь.

Оправившись от первого испуга, он по складам произнес свое имя, и хотя все смеялись, начал говорить «Богородицу», чтобы показать, что молитвы знает, но запинался в каждом слове. Учитель: Ты погоди хвалиться, а поучись.

«Корова». Психологическая характеристика героя более сложна. Мальчик Миша, бросил осколки разбитого стакана в коровье пойло и вызвал настоящую беду. Корову пришлось зарезать, семья осталась без молока, «дети стали худые и бледные». Бабушке пришлось в няньки наняться, чтобы заработать на новую корову. Мальчика так мучала совесть, что он «не слезал с печи, когда ели студень из коровьей головы» и «каждый день во сне видел, как дядя Василий нес за рога мертвую, бурую голову Буренушки с открытыми глазами и красной шеей».

Здесь нет описаний и характеристик, персонажи проявляются в ходе событий. Усложнение же психологич. характеристики героя происходит за счет общей нравственной задачи рассказа: если бы не испугался и признался вовремя, все бы было хорошо. Толстой говорил, что особенно удачным он считает детское произведение, когда «вывод - нравственный или практический,- кот. Вытекает из рассказа, не сказан, а предоставлено самим детям делать его». И: «Дети любят мораль, но только умную, а не глупую». Мораль его произведений особого рода: писатель хочет поднять сознание ребенка до такой нравственной высоты, чтобы он сам мог решать, как вести себя в конкретных обстоятельствах.

Басни. В них мораль предлагается в более открытом виде. Во многих баснях моральный вывод опирается на живой опыт крестьянского быта. Толстой стремился к тому, чтобы многовековой опят народа закрепился в сознании читателя-ребенка, подсказывая ему правильное решение в разных случаях жизни. Поэтому ни одна сторона народной жизни не остается без внимания. Басни Толстого заслуживают определения типа: «энциклопедия народной нравственности мудрости».

Очень трогательный рассказ «Лев и Собачка»…там маленькую собачку бросили на съедение льву, а он не ток не растерзал её, а еще и полюбил. Когда хозяин бросил ему кусок мяса лев кусок отдал собачке. А когда собачка заболела и умерла и он обнял ее лапами и 5 дней лежал рядом, а на шестой умер

В третьей «Русской книге для чтения» помещены рассказы о Бульке замечательном псе охотничьей породы. Подвиги и приключения Бульки служат фоном для утверждения гуманистической идеи, глубоко затрагивающей чувства читателей. Это рассказы об ответственности человека перед теми, кого приручил.

Нравственное совершенствование человека- главная идея Толстого- писателя, философа, педагога. Она находила воплощение в его учительской деятельности, и в произведениях для детей. Т. Был убежден, что воспитывать следует на примерах справедливости, добра, милосердия, уважения как к старшим, так и к младшим. Такими примерами насыщены его произведения.