Эпизод, в котором изображен первый бал Наташи Ростовой, — один из основных в романе: он важен для раскрытия внутреннего
мира и характера главной героини. В этом фрагменте перед нами предстает петербургский бал от начала и до конца, с
музыкой, цветами, танцами, государем, «дамами в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых
руках и шеях».
Внешний облик самого бала — это все про всех знающая Перонская, с ее оценками и замечаниями, государь, «царица
Петербурга, графиня Безухова», «танцор-адъютант, начавший бал», — все это, «смешавшееся в одну блестящую процессию». Но
это не просто обыкновенный петербургский бал — это «первый бал Наташи Ростовой», на котором мы встречаем сразу всех
основных героев романа: Наташу, с ее блестящими глазами, князя Андрея и угрюмого, рассеянного Пьера.
Событие это можно назвать переломным моментом в жизни Наташи. Бал очень важен для ее дальнейшей жизни. Она, побывав на
этом балу, расстается со своим детством и переходит во взрослую жизнь. Именно этот бал становится решающим во
взаимоотношениях между Наташей и князем Андреем, жизненные пути, которых не раз пересекутся. Князь Андрей сыграет
немаловажную роль в судьбе Наташи.
Бал — одно из звеньев цепочки событий, повествующих о семье Ростовых. Картине бала предшествует эпизод приезда к ним
Бориса Друбецкого — первого увлечения Наташи. Между молодыми людьми снова вспыхивают нежные чувства, но Наташа уже не
воспринимает Бориса как своего жениха. После разговора с графиней «Борис перестал бывать у Ростовых». В этом есть некая
символичность: Наташа, отвергая Бориса, одновременно с этим оставляет в прошлом свое детство.
Эпизод бала следует рассматривать как переходный. Автор всячески подчеркивает еще детское возбужденное состояние
Наташи, не раз используя в ее описании слово «девочка» и изображая ее с «благодарной детской улыбкой». Толстой
подчеркивает, что именно это состояние «более всего шло к ней». Именно такую Наташу, «с ее удивлением, радостью и
робостью, и даже с ошибками во французском языке», полюбил князь Андрей.
Автор дает нам возможность сравнить главную героиню «с царицей Петербурга» — Элен Безуховой, на фоне которой Наташа, с
ее «худыми руками и плечами», «неопределенной грудью», не только не проигрывает, но и привлекает к себе внимание гостей,
поскольку в ней было то, что «не имело на себе общего светского отпечатка».
Но «девочкой» Наташу мы видим не только внешне, но и внутренне: только ребенку присущи настолько сильные чувства,
переживания и волнение, сильное, безграничное чувство любви, которое человек испытывает «на той высшей ступени счастья,
когда он делается вполне добр и хорош, и не верит в возможность несчастья, зла и горя». «Выражение лица Наташи, готовое
на отчаяние и на восторг, являлось зеркальным отражением ее чувств» и помогало читателю проникать во внутренний мир
главной героини.
Автор мастерски изображает переживания Наташи, Здесь можно выделить следующие ключевые сцены. Картина бала начинается с
описания ощущений Наташи в карете, когда семья Ростовых едет на бал, и Наташа впервые представляет, что ей предстоит
увидеть и пережить. «То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила даже тому, что это будет: так это было не
сообразно с впечатлением холода, тесноты и темноты кареты, — психологический комментарий автора здесь очень
выразителен». И бал действительно заканчивается ощущением безмерного счастья, переполняющего Наташу.
Когда Ростовы приехали на бал, «хозяин и хозяйка, уже полчаса стоявшие у входной двери и говорившие одно и то же, так
же встретили и Ростовых». И «две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в черных волосах, одинаково присели». «Но
невольно хозяйка остановила свой взгляд на тоненькой Наташе» и вспомнила, «может быть, все свое золотое невозвратное
девичье время и свой первый бал». Толстой снова выделяет Наташу, чувства которой понятны другим людям.
Когда танцевали польский и Наташа не была приглашена, получилось так, что каждый из мужчин, сыгравших или игравших в
будущем важную роль в жизни Наташи, не заметил ее: «Князь Андрей прошел с какой-то дамой мимо них, очевидно, их не
узнавая, красавец Анатоль взглянул на лицо Наташи тем взглядом, каким глядят на стену, Борис два раза прошел мимо и
«всякий раз отворачивался». А когда «адъютант-распорядитель» и красавица Элен танцевали первый тур вальса, мы невольно
вместе с Наташей переживали, что не она сейчас танцует.
Благодаря мастерству Толстого-писателя, мы видим фальшь светского общества во время бала. Автор отмечает, что при
появлении государя воспитанные люди, принадлежавшие к высшему свету, забывают о правилах хорошего тона. «Какой-то
молодой человек с растерянным видом наступал на дам, прося их посторониться. Некоторые дамы с лицами, выражавшими
совершенную забывчивость всех условий света, портя свои туалеты, теснились вперед». Эту картину можно сравнить со сценой
на площади в Кремле, когда огромная толпа народа собралась посмотреть, как «царь-батюшка» проходит «из дворца в
Успенский собор», ведь недаром Толстой говорит: «Пьер шел, переваливаясь своим толстым телом, раздвигая толпу, кивая
направо и налево, так же небрежно и добродушно, как бы он шел по толпе базара».
Необходимо обратить внимание на то, что на балу присутствуют все три главных героя романа: Андрей Болконский, Пьер
Безухов, Наташа Ростова. Характеристику Болконскому и Безухову дают Перонская, отражающая взгляды светского общества, и
Наташа, через которую в данном случае Толстой выражает свое отношение к этим персонажам. Пьер для высшего света — «шут
гороховый», а князь Андрей — грубиян, который «с дамами обращаться не умеет». В то же время Наташа с радостью смотрит на
знакомое лицо Пьера и говорит о нем как об «очень хорошем». А в князе Андрее мы видим не только реформатора, который «с
Сперанским какие-то проекты пишет», но и человека с большой душой, который сумел разглядеть в «трепещущей» Наташе
огромный внутренний мир, остроту чувств, внутреннюю силу.
Когда князь Андрей танцевал с Наташей «один из веселых котильонов перед ужином», он напомнил ей об их встрече в
Отрадном. В этом есть некая символичность. В Отрадном произошла первая встреча князя Андрея и Наташи, их формальное
знакомство, а на балу — их внутреннее сближение. «Я бы рада была отдохнуть и посидеть с вами, я устала; но вы видите,
как меня выбирают, и я этому рада, и я счастлива, и я всех люблю, и мы с вами все это понимаем», — и еще многое сказала
князю Андрею улыбка Наташи. Мы помним, что в Отрадном Наташа говорила о своей несбыточной мечте — уметь летать. И может
быть, именно это чувство полета отразилось в танцах Наташи во время бала, а позже в гостях у дядюшки.
И тот человек, который подал ей руку, был князь Андрей. Именно после первого танца Наташу заметили, оценили, и она
пользовалась успехом у мужчин. Но необходимо обратить внимание, что князь Андрей подошел к Наташе, «потому что на нее
указал ему Пьер и потому, что она первая из хорошеньких женщин попалась ему на глаза». Именно Пьер, а не князь Андрей,
является «спасителем» Наташи. Он безукоризненно выбрал ей в кавалеры «невысокого, очень красивого брюнета в белом
мундире», который был необходим Наташе, чтобы показать себя, произвести впечатление. И только после этого танца
происходит сближение князя Андрея и Наташи. А Пьер, выполнив обещанное: «быть на бале и представить ей кавалеров»,
погружается в свои невеселые мысли. «Он был угрюм и рассеян. Поперек лба его была глубокая морщина», резко
контрастирующая с полной счастья улыбкой Наташи.
На протяжении романа мы встречаем Наташу почти во всех жизненных ситуациях. Толстой дает нам возможность полностью
узнать характер главной героини. Эпизод первого бала Наташи Ростовой примечателен тем, что мы видим душу героини в
движении: от минуты отчаяния до вершины наивысшего счастья. В отчаянии она замыкается и задает вопросы только себе:
«Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все эти
мужчины?..» В минуты же наивысшего счастья ее душа открыта для всех: она готова подарить свою любовь князю Андрею, она
всей душой хочет помочь Пьеру, «передать ему излишек своего счастья», дарит счастливые улыбки отцу. Может быть, именно
за это безграничное душевное тепло Толстой и любит свою героиню.