Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» использует весь спектр художественных приемов, позволяющих воссоздать сложную картину внутренней жизни героев, их «диалектику души». Одним из основных средств изображения является психологический портрет персонажа. Толстой стремится передать не только общие черты внешности, но и мимику, жесты, движения. Все детали портрета раскрывают особенности характера того или иного персонажа.

Психологические портреты любимых героев Толстой часто дает развернутыми. О Наташе Ростовой он пишет: «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка…» Ключевое слово в описании – «живая». Наташа – искренняя, порывистая, открытая. Она обладает даром заражать всех своей жизненной энергией. Этим она дорога автору. Описывая Наташу в разных душевных состояниях, Толстой употребляет «устойчивый» эпитет – «блестящие глаза». Эта повторяющаяся портретная деталь подчеркивает очарование девушки. Автор обращает внимание на внутреннюю красоту героини. Много раз в произведении он подчеркивает, что Ростова внешне не всегда привлекательна. Она бывает почти уродлива, а бывает прекрасна, потому что ее красота рождается от внутреннего огня, от душевной открытости. Толстой, создавая портреты Наташи, фиксирует внимание на ее движениях, жестах, мимике. Все это раскрывает ее внутренний мир. Например, Наташа на балу «стояла, опустив свои тоненькие руки, и с мерно поднимающейся, чуть определенною грудью, сдерживая дыхание, блестящими, испуганными глазами глядела перед собой, с выражением готовности на величайшую радость и на величайшее горе». Начав описание с внешнего облика Наташи, Толстой постепенно развертывает характеристику ее душевного состояния.
При описании другой любимой героини – Марьи Болконской – Толстой тоже использует «постоянный» эпитет – «лучистые глаза». Внешне непривлекательная, она поражает благородством и красотой духовного мира. Толстой подчеркивает выражение лица, взгляда, улыбки. Именно в них отражается душа человека. Так, у Марьи Болконской «любовный, теплый и кроткий взгляд».
Писатель не всегда придерживается одного и того же принципа в создании портрета. При описании нелюбимых героев Толстой создает статичные портреты-маски. Например, Элен Курагина поражает безупречной внешностью. Автор постоянно обращает внимание на «античную красоту тела» и сравнивает эту девушку с прекрасной мраморной статуей. В салон Шерер Элен входит, «шумя своею белою, бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов». Все взгляды притягиваются к великолепной Курагиной, но автор сознательно снижает ее образ, не рисуя глаз, потому что Элен – холодная, бездушная. Улыбка этой героини, как застывшая, никогда не меняющаяся маска. Элен всегда и всем одинаково улыбается. Курагина для Толстого – символ зла. Ее холодная, «мраморная» красота ослепила Пьера Безухова, и он совершил страшную ошибку: связал свою жизнь с порочной женщиной. За великолепной внешностью Элен скрывалось жестокое сердце.
Сатирическую направленность имеет описание Анатоля Курагина. Толстой пишет: «Анатоль стоял прямо, разинув глаза». «Разинуть глаза» - специфическая портретная деталь, которая выразительно подчеркивает тупость Анатоля, убогость его внутреннего мира.
Красивая внешность Берга также обманчива. Этот «свежий, розовый, безупречно вымытый, застегнутый и причесанный» человек неприятен Толстому. Автор «разоблачает» внешнюю безупречность героя. Она не соответствует внутреннему облику, скрывает пустоту и ничтожность. Его «приятная улыбка» предназначается только нужным людям, тем, от кого зависит его карьера.
Давая характеристику императору французской армии, Толстой активно использует портретные детали. В описании Наполеона Толстой ничего не искажает. Точно таким, как в романе, герой был и в действительности, когда ему исполнилось сорок три года. «Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах». Но другие люди не замечали недостатков во внешности их кумира. Даже подрагивание от волнения левой ноги представлялось поклонникам императора чем-то особенным. Для Толстого же Наполеон – «человек с помраченной совестью», развязавший войну. Поэтому в описании героя автор не искажает правду, но многое сознательно подчеркивает и усиливает.
Портрет Наполеона – иронический, сниженный. Толстой несколько раз говорит о «дрожанье икры в левой ноге Наполеона», постоянно напоминает о его «потолстевшей, короткой фигуре». Автор не хочет видеть в этом герое ничего необыкновенного. Для него Наполеон просто человек, позволивший себе поверить, что он выше других. Автор подчеркивает самоуверенность, неестественность, ограниченность Наполеона, которая проявляется во всех его жестах, манерах. Например, в портрете императора, вышедшего навстречу посланцу русского царя, обращает на себя внимание такая деталь: он только что причесался, но «одна прядь волос спускалась книзу над серединой широкого лба». Это была знаменитая прическа, которой подражали, поэтому ее нужно было сохранять.
Для Толстого Наполеон – нравственно ущербный человек. Особенно резко писатель выделяет одну его черту – позерство. Наполеон ведет себя как актер на сцене. Перед портретом сына он, зная, что на него все смотрят, «сделал вид задумчивой нежности». Постоянно в романе автор указывает на маленький рост Наполеона: «маленький человек в сером сюртуке», «маленький человек с белыми руками», у него «маленькая шляпа», «маленькая пухлая ручка», он «снимает перчатку с белой маленькой руки». Так автор показывает внешность героя ничтожной и отталкивающей. Толстой с помощью сатирических красок в портрете резко осуждает деятельность «великого» человека, развенчивает ореол славы, которым его окружили современники.
Портреты-маски Курагиных, Берга, Наполеона и других отрицательных персонажей не изменяются, потому что это люди-манекены, неестественные, ущербные: в них нет души. Портреты тех, кто живет, по Толстому, «настоящей» жизнью рассредоточены по разным периодам времени, и следовательно, неотделимы от развития характеров героев. Создавая портретные характеристики, Толстой активно выражает свою нравственную и гражданскую позицию.