В одном из писем Толстого 60-х годов есть слова: «…Человек, который может любить - все может». В этой мысли - ключ к пониманию характера главной героини романа «Воскресение». Даже самые страшные унижения человеческого и женского достоинства, пережитые Катюшей, не отняли у нее способности радоваться жизни, жалеть и любить людей. Как на особенную черту характера Катюши Масловой Толстой указывает на ее постоянную готовность сделать людям хорошее, на ее доброжелательство и незлобивость. «…Особенность эта, милая, исключительная особенность, была в этом лице, в губах, в немного косивших глазах и, главное, в этом наивном улыбающемся взгляде и в выражении готовности не только в лице, но и во всей фигуре».

Самая привлекательная черта в Катюше - ее бескорыстие. Она почти никогда не просит приходящего к ней в тюрьму Нехлюдова сделать что-нибудь для нее. Только но наущению тюремных подруг да по привычке, вынесенной из «заведения» Китаевой, где она была проституткой Любкой, попросила Катюша у Нехлюдова десять рублей па водку и папиросы. Уже во второе свидание с Нехлюдовым она просит его похлопотать за «чудесную старушку» Меньшову, сидящую вместе с сыном в остроге по злому навету, а также за других обездоленных и страдающих людей.




В тюрьме и по дороге в Сибирь Катюша с глубокой болью и горечью воспринимала жестокое отношение начальства к арестантам. На вопрос Нехлюдова, что она думает о положении народа, Катюша отвечает: «Я думаю, обижен простой народ… очень уж обижен простой народ». Объясняя, чем привлекли к себе героиню романа политические ссыльные, Толстой пишет: «Она очень легко и без усилия поняла мотивы, руководившие этими людьми, и, как человек из народа, вполне сочувствовала им. Она поняла, что люди эти шли за народ против господ…» Общение с ними «открыло ей такие интересы в жизни, о которых она не имела никакого понятия. Таких чудесных людей, как она говорила, как те, с которыми она шла теперь, она не только не знала, но могла себе и представить». Под их благотворным влиянием Катюша вновь обретает веру в жизнь, в добро, в возможность счастья.

Так думает о революционерах, вместе с нею шедших на каторгу, человек из народа, Катюша Маслова. Но и герой романа, князь Нехлюдов, испытывает к ним чувство уважения, близко познакомившись с ними и убедившись в том, что «среди них считались обязательными не только воздержание, суровость жизни, правдивость, бескорыстие, но и готовность жертвовать всем, даже своею жизнью, ради общего дела». Как уже говорилось, автор романа «Воскресение» не был сторонником революционного метода общественного переустройства, но, по верному замечанию Горького, писателю «пришлось признать и почти оправдать в «Воскресении» активную борьбу» . Горький отметил «справедливое, а потому и доброжелательное отношение Толстого к «государственным преступникам» и находил, что это «должно иметь огромное общественное значение». «Человек из парода» Катюша Маслова решает выйти замуж за революционера Симонсона. Этим определено все ее будущее.