Еще в октябре 1855 г. в некрологе «Два слова о Грановском» Тургенев дал отчасти верную, но одностороннюю оценку личности умершего ученого в свете своей гражданской романтики. «Мы нуждаемся теперь, - писал он, - в бескорыстных и неуклонных служителях науки, которые… говоря нам о добре и нравственности - о человеческом достоинстве и чести, собственною жизнью подтверждали истину своих слов…». Указывая на «возвышенную чистоту» и «душевную красоту» жизни и деятельности Грановского, Тургенев подчеркивал, что ученый был чужд «педантизма», что у него не было «личных прихотей и умствований», что он преподавал науку, «не силясь согнуть ее… в систему», что «он сеял свои семена днем, при свете солнца» и поэтому в их «плодах» не будет ничего «горького».

В период общественного подъема романтические идеалы писателя нашли выражение и в его творчестве. Подготовительным произведением в этом смысле была повесть «Ася» (1857). В ней, как и в других повестях середины 50-х годов, когда в либеральной критике процветали идеи «чистого искусства», Тургенев как бы старался обойти общественные противоречия жизни и изображал только личные, сердечные переживания своих героев. «Ася» - это повесть о случайной встрече русских юноши и девушки за границей и о тяжелой личной драме, внезапно происшедшей между ними. И тем не менее эта повесть основана на глубокой внутренней антитезе социальных характеров двух главных героев, может быть, не до конца осознанной самим автором.

В характере главного героя «Аси» автор лишь слегка наметил те же тенденции миросозерцания либеральной дворянской интеллигенции, которые он осознавал в своих предыдущих произведениях. Подобно герою «Фауста», он жаждет возвышенных наслаждений, часто совершенно беззаботных и даже бездумных. И не успев в этом, он, подобно Гамлету из Щигров или рассказчику из «Поездки в Полесье», легко впадает в пессимистические размышления о жизни, которые обрамляют рассказ.

Но основной тенденцией в его характере является теперь стремление к счастью. По сути дела, в этом стремлении было, конечно, немало дворянского прекраснодушия и даже своего рода «обломовщины». Однако Тургеневу казалось важным осознать в них другую сторону. Ему казалось, что жажда счастья - это день молодости, что в ней так много нравственной чистоты и благородства, что она все же есть лучшее проявление жизни, ее полноты, ее расцвета. Больше того: ему казалось, что в стремлении к возвышенным душевным наслаждениям его герой может, в конце концов, постигнуть какие-то высокие идеалы, как-то приобщиться к истине, добру, справедливости. В сюжете повести Н. испытывает счастье только в случайном общении с людьми, в любовании природой да в пробуждающемся чувстве к необыкновенной девушке. Но автору этого довольно, и он уделяет много места подробному и приподнятому, по сути дела, романтическому изображению душевных переживаний героя.

Но Н. не только возвышенно переживает, он стремится и к важным размышлениям. Это размышления «о России» и о своем желании «дышать русским воздухом, ходить по русской земле». Что он будет делать на родине, Н. не знает и даже не задается этим вопросом. Но из его любви к родине и возник его искренний интерес к Асе, простой русской девушке, полукрестьянке по происхождению, прожившей все свое детство в мужицкой избе.


Эта девушка тоже стремится к счастью, но иначе, чем дворянин Н., избалованный беззаботной жизнью. Еще в пансионе она вела внутреннюю, нравственную борьбу с девушками-дворянками, презиравшими” ее и сама презирала лесть и трусость. Путешествуя с богатым братом за границей, она с трудом овладевает своим новым положением, и хотя внешне она весела и даже шаловлива, но внутренне тяготится такой жизнью. Она хотела бы уйти с толпой богомольцев, «пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг…». И в личной жизни ей нужно встретить того, кто укажет ей подобный путь - ей «нужен герой, необыкновенный человек…».

Тургенев мог бы попытаться сделать Н. подобным «героем». Для этого он должен был бы глубже и яснее раскрыть мысли Н. о России, найти в них то, что могло бы действительно увлечь девушку и соответственно разрешить любовный конфликт. Но писатель не захотел пойти по этому ложному Пути. Он очень правдиво оценил внутренний мир Н. Показав -всю субъективную значительность и утонченность его переживаний, он вместе с тем показал их индивидуалистическую ограниченность и эмоциональную стихийность, отсутствие в них какой-либо последовательности мышления и нравственной целеустремленности.

Все это и раскрывается в развитии действия повести. Н. легко отдается своим изменчивым впечатлениям, но не умеет понять ни девушку, ни самого себя, а в решающий момент их отношений колеблется и лукавит перед собой и перед Гагиным. Этим проявляется не только слабость его характера, но и слабость романтических стремлений, а в конце .концов, вся иллюзорность либеральной романтики. Поэтому Чернышевский, посвятив разбору повести Тургенева целую статью имел полное основание увидеть в этом главную сторону ее идеи и воспользоваться ею для того, чтобы разоблачить перед лицом русской общественности все внутреннее бессилие либерального движения.

Но для Тургенева идейное осознание социальной слабости передовой дворянской интеллигенции имело иной смысл. И он раскрыл его в своем новом большом произведении, прямо продолжающем «Асю», - в романе «Дворянское гнездо». Писатель работал над ним летом и осенью 1858 г. в Спасском-Лутовинове, занимаясь в это же время «устройством быта» своих крестьян. Он переводил их на оброк с уступкой половины земли за годовую плату и нанимал вольных работников для своего хозяйства. Тогда же он участвовал в тульском съезде помещиков и в оформлении декларации об условиях освобождения крестьян.

Похожие сочинения

  1. Характеристика главной героини Ася в повести Тургенева
    Ася в повести Тургенева - это девушка, у которой богато-одаренная натура, не испорченность света, умная, сохранила чистоту чувств, простоту и сердечную искренность; у неё очень пленительная и непосредственная натура без какой-либо фальши, лицемерия,...смотреть целиком
  2. Моё прочтение повести "Ася"  Новое!
    Великий русский писатель Тургенев Иван Сергеевич плыл в лодке по реке Рейн мимо небольшой развалины и увидел двухэтажный домик. Из окна нижнего этажа смотрела старуха, а из окна верхнего – высунулась голова хорошенькой девушки. Он стал придумывать, кто...смотреть целиком
  3. Образ "тургеневской девушки" в повести "Ася"
    Под термином «Тургеневская девушка»-скрывается образ пленительных, обладающих особыми качествами души героинь с драматической судьбой. Ася «Тургеневская девушка» из повести «Ася»- девушка с необычной судьбой. Тургенев насыщает не внешний, а внутренний...смотреть целиком
  4. «У счастья нет завтрашнего дня...» (по повести И. С. Тургенева «Ася») (3)
    Больше пятидесяти лет русский писатель Иван Сергеевич Тургенев находился в центре общественной и духовной жизни России и Западной Европы. По словам самого Тургенева, он «в течение всего этого времени... стремился воплотить в надлежащие типы и то, что...смотреть целиком
  5. Господин Н.
    Главный герой произведения, именно он рассказывает нам историю своего знакомство со странной девушкой Асей. Во время описываемых событий герою 25 лет, он путешествует по Европе, наслаждаясь свободой, богатством и молодостью. Почти в каждом городке у...смотреть целиком
  6. «Кто же такая тургеневская девушка»(по повести И. С. Тургенева «Ася») (3)
    Повесть И. С. Тургенева «Ася» вышла в свет в 1858 году и с тех пор продолжает восхищать читателей своими художественными достоинствами и тем мастерством, с каким автор создает образы героев. Всего лишь несколькими штрихами ему удается подчеркнуть их...смотреть целиком