Цели урока:

Образовательная - углубление знаний учащихся о характере главного героя на основе сопоставления его с другими персонажами романа через раскрытие их сложных взаимоотношений;

Воспитательная - воспитание культуры чувств, серьезного отношения к жизненным ценностям;

Развивающая - развитие навыков сопоставления, умений вести дискуссию, аргументировать сказанное.

Содержание учебного материала Формы организации познавательной деятельности

Вступительное слово учителя.

Говоря о "молодых прогрессистах", называющих себя учениками Базарова и последователями нигилистического учения, мы отмечали некоторые отрицательные черты Базарова: деспотизм, высокомерие, бестактность по отношению к тем, кого он не уважает, кем пренебрегает. Но Ситников и Кукшина необходимы автору не только для характеристики главного героя: они по-своему характеризуют избранную теорию, доводят до абсурда идеи Базарова, выявляя все истинные негативные стороны вульгарного материализма и нигилизма.

Образы Ситникова и Кукшиной становятся косвенным средством разоблачения нигилизма: что-то в нем есть привлекательное для таких пустых и неблагородных последователей - упрощенность, схематичность, необязательность образования, ума и чести, безнравственность. Итак. Ситников и Кукшина воплощают собой тип прихлебателей, адептов любого модного направления, превращающих идеи в болтовню (вспомните...кого? - Репетилова). Но Базаров и ведет себя с ними презрительно именно потому, что понимает это, своим презрением подчеркивая их истинную ценность.

Вопрос учителя

В какой же момент он сам начинает напоминать столь презираемого им самим Ситникова?

Учащиеся отвечают

Когда беседует с Одинцовой в гостинице: "Развалясь в кресле не хуже Ситникова".

Чем вызвано это сходство?

Уверенный в себе, гордый, самопоманный Базаров теряет свою былую цельность. Он смущен, сконфужен волнением перед Одинцовой и прикрывает это своей развязностью, что для него неестественно.

Главы, рисующие отношения Базарова с Одинцовой, переводят конфликт из внешнего (Базаров и аристократия в лице Павла Петровича) во внутренний, в душу героя, и собственная душа преподносит ему сюрпризы. То, что происходит в ней, парадоксально

Задание учащимся подумать дома, в чем заключается сходство Базарова с Павлом Петровичем.

Вопросы учителя.

Кто же такая Одинцова, которая так подействовала на Базарова?

Почему Тургенев заставляет ее остановиться в дверях залы?

(Учитель обращает внимание на раму, которую создает дверной проем)

Учащиеся находят портрет, выделяя главное - красоту, женственность, спокойствие, уверенность Одинцовой.

А какие же отзывы о ней мы слышим из уст Базарова?

Этим цинизмом Базаров пытается унизить красоту Одинцовой. Это самозащита, попытка скрыть то действие, которое произвела на него красота Анны Сергеевны.

Учащиеся приводят примеры высказываний Базарова их XIX главы:

"Эта госпожа - ой-ой-ой"

"У нее такие плечи, каких я не видывал давно"

"на остальных баб не похожа" и др.

Как сам Тургенев определяет эти отзывы?

Ответ учащихся

"Аркадия покоробило от цинизма Базарова"

Чем вызван этот цинизм? Базаров попадает под ее власть. Это признак нарушенного душевного равновесия.

Запись в тетрадь высказанное Базаровым мнение о любви Павла Петровича и княгини Р.: "И что это за таинственное отношение между мужчиной и женщиной? Это все романтизм, чепуха, гниль, гниль, художества...."

А что же происходит теперь?

Может, потому раньше и отрицал любовь, что не знал ее? Как, не зная, отрицал и Пушкина? Выписываем из 17 главы. После встречи с Одинцовой он сознавал романтика в себе самом; видел в выражении ее лица что-то особенное

Почему же эти чувства вызывали такую реакцию?

Любовь раскалывает душу героя надвое, ставит под сомнение его идеи, а он понимает отступничество от своей теории как слабость, как жизненный крах, поэтому и ведет внутренюю борьбу, поэтому и стыдится Аркадия.

Внешним проявлением этой борьбы являются изменения, происходящие с Базаровым

Запись в тетрадь

"топал ногою, скрежетал зубами, грозил себе кулаком"

А что же Одинцова?

Выписываем из 17 главы. Он поразил ее воображение, он занимал ее, его появление ее оживляло. Вспомним, каков образ жизни Одинцовой (16гл): ее жизнь скучна, однообразна, спокойна, монотонна, а в Базарове она "видела что-то новое". "Она хотела и его испытать, и себя изведать".

Итак, первое испытание для Базарова. Чем окончилось любовное свидание?

Вывод учащихся:

Ничем.

Почему? Базаров продолжает бороться. Он не замечает открытого окна

Учащиеся приводят примеры как Базаров не слышит Одинцову, заглушает в себе голос чувства.

Сама природа словно призывает героя стать самим собой, сбросить сковывающую его сердце броню нигилизма, выпустить на волю чувства (открытое окно - символ готовности сердца и души к чувству, к любви: вспомним эпизод в Отрадном из "Войны и мира", когда князь Андрей случайно слышит разговор Наташи и Сони).

Чтение фрагментов главы учащимися.

Испытание продолжается в 18 главе. Поначалу Базаров сопротивляется, но любовь, пробив брешь в его теории, становится сильнее. Но окно закрыто в этот раз! Только раз выпадает влюбленным день, "когда у них все получается" (Е. Шварц), и этот день прошел. Чувства Базарова не встречают ответа.

Учащиеся читают по ролям эпизод объяснения в любви.

Почему же Одинцова не ответила Базарову, ведь эти свидания происходили по ее инициативе, она жаловалась на скуку жизни, на потерю интереса к ней, она хотела этого признания от Базарова?

Обратим внимание на поведение Одинцовой после объяснения с Базаровым.

Почему она останавливается "то перед окном, то перед зеркалом"?

(Окно символизирует готовность отдаться чувству, в зеркале мы видим себя, думаем о себе, рассматриваем себя; зеркало, по мнению Л. Н.Толстого, делает нас эгоистами) Значит, Одинцова выбирает: отдаться ли ей любви, выбрать путь и радости, и страдания, или остаться прежней, самой собой, выбрать комфорт, спокойствие, прежний образ жизни.

Что же выбирает Одинцова?

Она выбирает зеркало, а значит - покой: "Спокойствие все-таки лучше всего на свете". То равнодушие, холодность, что мы видели в ней с самого начала, победили.

Учащиеся отвечают

("Остановилась и увидела себя в зеркале").

Победой или поражением для Базарова заканчивается испытание любовью?

Кажется, что в этом испытании Базаров терпит поражение. Во-первых, отвергнуты его чувства и он сам. Во-вторых, он попадает во власть отрицаемых им самим сторон жизни, теряет почву под ногами, начинает сомневаться в своих взглядах на жизнь. Его жизненная позиция оказывается позой, в которую, правда, он искренне верил. Базаров начинает терять смысл жизни, а вскоре теряет и саму жизнь. Но это и победа: любовь заставила Базарова иначе взглянуть на себя и на мир, он начинает понимать, что ни в чем жизнь не желает укладываться в нигилистическую схему.

Анна Сергеевна же формально остается в победителях. Она сумела совладать со своими чувствами, что укрепило ее уверенность в себе. В дальнейшем она неплохо пристроит сестру, да и сама удачно выйдет замуж. Но Одинцова оказывается гораздо менее живой, чем сам Базаров. Она оказалась неспособной на глубокие чувства и обожглась о страсть человека, который к любви не стремился и презирал романтические чувства, боясь "рассыропиться"; человека, который прятал в нигилизме свое тревожное, любящее, "бунтующее" сердце.

Перед нами единственное произведение И. С.Тургенева, в котором мужчина и женщина меняются местами. Раньше герой был слаб, пассивен и нерешителен, героиня же тверда и бескомпромиссна. Теперь же герой способен к сильной и самоотверженной любви, а героиня боится жизненных тревог и осложнений.

Домашнее задание.

Ответить на вопросы:

В каком настроении приехал Базаров в свое родовое имение?

Каковы причины этого настроения?

Как оно проявляется в поведении и разговоре Базарова в доме его родителей?