Имя И. С. Тургенева нам известно с детства по по­вести «Муму», по «Запискам охотника». Детские годы он провел в орловском поместье матери, Варва­ры Петровны, в селе Спасском. В поместье царил дес­потичный, жестокий произвол его суровой хозяйки, беспощадной со своими крепостными и слугами. Именно здесь, добрый и мягкий от природы, Иван Сергеевич научился ненавидеть крепостничество, и после смерти матери многих ее слуг он отпустил на волю.

В родных лесах и лугах Иван Сергеевич учился лю­бить русскую природу. Спасское было для него доро­гим местом. «Я провел здесь лучшие годы своей жиз­ни», — говорил писатель.

Лето обычно он проводил на родине, это давало ему новые силы для творчества, вдохновляло. Он писал С. Т. Аксакову из деревни, что «стал ближе к народу». В 1852 году Тургенев был сослан в Спасское за анти­крепостническую направленность первых своих про­изведении, среди которых были «Записки охотника»

В «Записках охотника» реалистически изображе­ны крестьянский и помещичий быт и природа сред­ней полосы России. Герои «Записок охотника» - дво­ровые люди, крепостные крестьяне и помещики. Мысль о духовной мощи русского народа Тургенев проводит через все рассказы. Центральным конфлик­том, лежащим в основе «Записок охотника», являет­ся противоречие между духовным богатством и ни­щенским, рабским положением крестьян.

«Эти «Записки» читались с увлечением и справед­ливо приобрели автору громкое имя!.. Почти нигде русская деревенская жизнь и русская сельская при­рода не рисовались такою нежною, бархатною ки­стью!» — писал И. А. Гончаров.

Выше всех похвал современников Тургенев ценил признательность народа. Цикл рассказов объединяет общая идея. Умные и легкомысленные, мрачные и беспечно светлые, общи­тельные и нелюдимые, уверенные в себе и нескладные тургеневские крестьяне интересны тем, что они помо­гают понять мысли автора о природе национального характера, исторических перспективах его развития и влияния на жизнь русского общества, о будущем русского народа.

С большим художественным мастерством дается в очерке характеристика главных героев. Образ Хоря раскрывается постепенно. Вначале приводится опи-саниеусадьбыиизбы: «разработанная поляна», «ли­повый стол недавно ...выскоблен и вымыт», «сытый жеребец» - все это свидетельствует о крепком хозяй­стве. Описание семьи Хоря углубляет характеристи­ку героя, так как создать и поддерживать такую дружную семью мог только незаурядный, волевой человек. Заключает психологический портрет прямая авторская характеристика: «Хоря занимали вопросы административные и государственные», «человек по­ложительный,-практический, административная го­лова, рационалист». В фигуре Хоря соединились зна­ния Тургенева о жизни сотен русских крестьян, имен­но крестьянин — тип коренного русского человека. Автор даже сравнивает Хоря с Петром I: «Петр Вели­кий был по преимуществу русский человек, русский именно в своих преобразованиях».

Охотника более всего в Хоре удивила дружба с Ка-линычем. Калиныч совершенно не похож на Хоря, он идеалист и романтик. Калиныч был ближе к природе, чем к людям, обществу, поэтому он чувствовал себя особенно на месте на пасеке, в глуши леса и в избуш­ке, увешанной пучками сухих душистых трав; его «более трогали описания природы, гор, водопадов, не­обыкновенных зданий»; «он пел довольно приятно и поигрывал на балалайке». Лицо Калиныча кротко и ясно, как вечернее небо. Душевная красота героя раз­лита в природе. Кроткое и ясное вечернее небо «при­знает» в Калиныче внутреннее родство с собою. Образ героя срастается с образом зари и неба. Через Калины­ча природа оживает и одухотворяется.

Каждый из героев по-своему нравится автору: Хорь — хозяйственностью и рассудительностью, Ка­линыч — поэтичностью и романтизмом.

Автор любуется героями, очерк наполнен гордо­стью за свой народ, за неисчерпаемость богатств его душевных сил, не сломленных веками крепостной не­воли.

В. Г. Белинский оценил новизну и свежесть очерка И. С. Тургенева. Он отметил, что «автор зашел к наро­ду с такой стороны, с какой до него к нему никто еще не заходил. ...«Хорь и Калиныч» до сих пор остается лучшим из всех рассказов охотника...».