Иван Тургенев
«Записки охотника: Свидание» Другие сочинения по произведению Записки охотника: Свидание Тургенева
|
Cочинение «Тематика и образы»Рассказ "Свидание" относится к циклу заметок "Записки охотника", написанных в разное время, но объединенных тематикой, идеями, жанром, стилем и персонажем рассказчика. В "Свидании" три действующих персонажа: девушка Акулина, лакей Виктор и рассказчик. Образ Акулины составляет идейный и композионный центр. Как виртуозный живописец, Тургенев в деталях подает портрет Акулины, обращая внимание не только на черты внешнего облика, но и прибегая к описанию мимики, жестов и поз. Первое упоминание этого образа в тексте скульптурно: девушка сидит, потупив голову и уронив руки на колени. Это поза глубокой задумчивости, по ней можно догадаться о противоречивых мыслях и одновременно покорности - далее это подтверждается текстом: лицо "просто и кротко... и полно недоумением перед собственной грустью". На ко пенях Акулины густой пучок полевых цветов, по щеке катится слезинка. Получается сентиментальный портрет "пастушки", но Тургенев идет дальше и выводит не декоративный, а развернутый лирический психологизированный образ. Рассказчик не случайно внимательно следит за глазами и телодвижениями, потому что жесты, взгляды и выражение лица могут сказать наблюдателю то, что ему не слышно издалека, когда Акулина и Виктор разговаривают. И конечно, только так охотник может судить о мыслях, настроениях героини. Вначале глаза "быстро блеснули" - девушку потревожил звук. Это передает беспокойство. Глаза были "большие, светлые и пугливые, как у лани". С ланью сопоставляется робкая и грациозная девушка. Следующее движение, присущее девушке-лани: "она встрепенулась", затем "выпрямилась и оробела; взор задрожал". По этому описанию очевидно, что девушка ожидает встречи, что она боится этой встречи, но страстно желает ее. Это противоречие еще больше подтверждается, когда появляется Виктор: она "вспыхнула, радостно, счастливо улыбнулась - и тотчас поникла вся, побледнела, смутилась". Взгляд окрашивается неожиданно по-новому: он становится "почти молящим". И далее в отношении к Виктору проявляется преклонение: Акулина жадно ловит каждое его слово и робко целует руку, а в ее взоре "столько нежной преданности, благоговейной покорности и любви"... Акулина живописна и в проявлении горя. При этом в ней нет ничего показного, фальшивого. Девушка пытается сдержаться, но чувство щемящей тоски и безысходности наполняет каждое движение: "все ее тело судорожно волновалось". Под конец снова возникает образ лани: при появлении охотника "откуда взялись силы - она с слабым криком поднялась и исчезла за деревьями". Если появление Акулины в рассказе скульптурно, то приход Виктора описывается в динамике. Сначала "что-то зашумело по лесу", затем "замелькала фигура мужчины". В тексте сразу отмечается, что этот тип не производит приятного впечатления. Такая скульптура получилась бы безобразной. Это "избалованный камердинер молодого, богатого барина". В одежде и, вероятно, повадках он старается копировать своего господина. Если скромная одежда Акулины подчеркивает достоинства красивой молодой женщины, то попытки Виктора придать своему костюму лоск лишь выставляют напоказ неприятные черты: воротнички подпирают уши, накрахмаленные рукавчики и особенно золотые и серебряные кольца привлекают внимание к некрасивым красным кривым пальцам. Глазки крошечные, молочно-серые, вместо усов - отвратительные желтые волосики на толстой верхней губе. Лицо румяное, свежее, нахальное, с очень узким лбом (густые, туго завитые волосы, начинаются "почти у самых бровей"). Одет он в пальто с барского плеча, у него розовый галстучек и картуз с золотым галуном - "с претензией на вкус", однако, судя по жестокой иронии рассказчика, совершенно безвкусно. Манеры камердинера грубые, развязные, в поведении бросается в глаза тупое самодовольство. Виктор "нестерпимо ломается", то есть старается придать себе важный и независимый вид. Для этого он щурится, морщится, щиплет усики и так далее. При расставании тоже происходит "ломание". Виктор несколько раз порывается встать и уйти, наслаждаясь тем, что Акулина удерживает его. При всей напускной самоуверенности, вид слез приводит Виктора в смятение (ранее в тексте: "не плачь... я этого терпеть не могу"), и он позорно ретируется, оставляя рыдающую девушку одну на поляне. Третье действующее лицо рассказа - охотник. В рассказе он является повествователем, свидетелем событий, а одновременно и судьей описываемого, давая оценку и частично делая выводы. Достаточно сказать, что это наблюдательный, остроумный, критически мыслящий человек, по социальному положению помещик; он не только страстно увлекается охотой, но ценит и знает природу и, что самое главное, интересуется жизнью людей, которых встречает.
|