Во второй половине XIX века в русскую словесность начало входить новое философское понятие космическое сознание. К числу избранных высокоинтеллектуальных людей, якобы обладающих таким сознанием, причисляли Ф. И. Тютчева. Он умел, по свидетельству А. Фета, вместить в небольшом объеме книги столько красоты, глубины, силы, одним словом, поэзии!.. Действительно, в стихотворениях Тютчева в поэтической форме нашла отражение глубокая философская мысль о состоянии природы и Вселенной, о связи человеческой, земной жизни с жизнью в Космосе. Отсюда мнение о поэзии Тютчева как о непонятной, созданной для немногих, избранных.
Есть некий час, в ночи, всемирного молчанья,
И в оный час явлений и чудес
Живая колесница мирозданья
Открыто катится в святилище небес…
Зато наши современники по достоинству оценили поэзию Тютчева. Томик его стихов побывал в космосе. Поражает гениальное предвидение поэта, как бы увидевшего Землю из глубин космоса:
Небесный свод, горящий славой звездной.
Таинственно глядит из глубины,
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
В семидесятые годы поэт придается философским раздумьям. Он пережил многих близких, устал от смертей:
Дни сочтены, утрат не перечесть.
Живая жизнь давно уж позади.
Передового нет, и я, как есть,
На роковой стою очереди.
Грядущую смерть поэт воспринимает как неизбежность, он подготовился к ее приходу, но гораздо тяжелее ему от сознания, что умирает душа:
Как ни тяжел последний час
Та непонятная для нас
Истома смертного страданья,
Но для души еще страшней
Следить, как вымирают в ней
Все лучшие воспоминанья…
Поэт говорил, что вся наша жизнь это ожидание и подготовка к смертному часу, а когда он наступает, все же повергает нас в изумление. Об одном мечтал Тютчев, чтобы достойно встретить свой смертный час.
Не знаю я, коснется ль благодать
Моей души болезненно-греховной.
Удастся ль ей воскреснуть и восстать.
Пройдет ли обморок духовный
Но если бы душа могла
Здесь, на земле, найти успокоенье.
Мне благодатью ты б была
Ты, ты, мое земное провиденье!
Последнее стихотворение Тютчева посвящено его жене, остававшейся с ним до конца, понимавшей, как никто другой, душу поэта. Его любовь к Денисьевой была для Эрнестины Федоровны священной. Она хорошо понимает сердце и душу поэта. Эта женщина смогла сохранить любовь и преданность человеку, которого боготворила всю жизнь, несмотря на его временные охлаждения:
Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала…
О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут.
Любви и радости убитой!..
Эрнестина Федоровна смогла осветить теплотой и любовью последние, самые трудные годы жизни поэта. Он отвечал ей признательностью и вниманием. Жена буквально упивалась беседами с ним, и Федор Иванович, почувствовав в ней родственную душу, охотно делился своими житейскими впечатлениями, мыслями о политических событиях и даже религиозно-философскими идеями, которые возникали у него в связи с этими событиями.
Одно из последних стихотворений, написанное уже совершенно больным поэтом, также посвящено Эрнестине Федоровне. Оно короткое, незавершенное, написанное на случай, но сколько признательности и теплоты высказывает поэт своей верной подруге:
Все отнял у меня казнящий Бог:
Здоровье, силу воли, воздух, сон.
Одну тебя при мне оставил он,
Чтоб я ему еще молиться мог…
Эта женщина взяла на себя добровольное обязательство собрать воедино и издать многое из написанного мужем. Она заботилась о лучшей подаче материала, внутреннем оформлении издания. Ее работа была высоко оценена В. Брюсовым.
Психология это наука о душе, наука о познании внутреннего мира человека. Люди, занимающиеся психологией, могут глубоко понять своего собеседника, а подчас играть его чувствами, тем самым управляя его сознанием. Вспоминается Порфирий Петрович из романа Достоевского Преступление и наказание, который был искусным психологом и смог, ловко воздействуя на сознание Раскольникова, разоблачить его. Тютчева тоже можно назвать своеобразным психологом, в своих стихотворениях он изображает душу как реально существующую материю, он живет мыслями о ней.
Чуть ли не в каждом стихотворении Ф. И. Тютчева мы встречаем тему души, несмотря на то что часто психологизм скрыт под пеленой таинственности. Эта тема очень волновала поэта. А теперь рассмотрим психологизм лирики Тютчева на конкретных примерах.
Наиболее часто мотив души у Тютчева ассоциируется с состоянием природы. Недаром мы, изучая поэму Гоголя Мертвые души, говорили о том, что сад это метафора души. У Тютчева природа берет на себя эту функцию. Состояние природы состояние поэта. В качестве примера мы можем взять стихотворение Тени сизые смесились…:
…Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул…
Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном…
В этом отрывке упоминается мотив полета, мотив бабочки, а бабочка это душа, поэтому мы можем говорить о полете души. В этом отрывке с точки зрения эвфонии преобладает звук у, что создает настроение тоски.
…Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, темный, благовонный,
Все залей и утиши…
Эта строфа, по сравнению с вышеприведенными строками, более спокойна, все становится на свои места, сумрак поглощается. Душа все утихомиривает, спасает мир. Здесь преобладают такие звуки, как т, и, у, что создает ощущение гнева, зависти и в то же время нежность, ласку.
Тютчев, как и любой творческий человек, был неуравновешенным. Это состояние поэта наложило свой отпечаток на его творчество, в особенности на психологические стихотворения.’ Например, стихотворение Еще земли печален вид…:
Душа, душа, спала и ты…
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты..
В этом примере душа изображается очень беспокойной, можно предположить, что в тот момент, когда поэт писал это стихотворение, душа его не была на месте, что-то ее волновало, тревожило. Человеческую душу всегда что-нибудь тревожит, она не может находиться в покое. Человек все время придумывает себе какие-либо заботы, в его голове всегда формулируются какие-либо странные мысли. Душа человека всегда терзается и при жизни ее носителя, и после смерти.
Мотив души, психологизм наиболее часто встречаются в стихотворениях о временах года. Самым печальным временем является осень. Осень это не только время года, но и этап в жизни человека, это самая унылая пора. Вот стихотворение Осенний вечер, где можно увидеть мотив души:
Ущерб, изнеможенье и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.
Здесь нет конкретного упоминания о душе и даже нет слова душа, но ее присутствие мы видим в кроткой улыбке увяданья. В этом отрывке душа тоже страдает. Страдания, боль, тоска всегда являются причиной, по которой люди души роняют слезы. Самыми горькими и мучительными слезами являются слезы горя:
…Слезы людские, о, слезы людские,
Льетесь вы ранней и поздней порой…
Льетесь безвестные, льетесь незримые,
Неистощимые, неисчислимые,
Льетесь, как льются струи дождевые
В осень глухую порою ночной.
В этом стихотворении Ф. И. Тютчева слезы людские льются из-за мучений, терзаний в осень глухую пору тоскливую, пору, когда терзаются души. С точки зрения поэтической техники в этом стихотворении мы встречаем такие приемы, как анафора:
Льетесь…
Льетесь…
Льетесь…
Это нам указывает на мучительные страдания, здесь слезы не просто капли из глаз, а слезы, как струи дождевые. Это стихотворение окружено печалью, горестью, быть может, это и есть типичное состояние Ф. И. Тютчева. Хотя душа такая же несчастная, как и мы люди, но все же душа безжалостна по отношению к нам. Например, стихотворение Она сидела на полу…:
Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело…
Человек не умирает, это просто душа покидает его тело. Жизнь человека обречена на смерть. Он не может жить вечно, а душа, покинувшая тело, продолжает существовать. В этом отрывке можно предположить, что душа смеется над брошенным телом. Эти строки заключают в себе великое пространство, гнев, зависть, печаль, боязнь.
Завершить наше путешествие по лирике Ф. И. Тютчева хотелось бы стихотворением Видение. В этом стихотворении душа предстает перед нами как часть хаоса. Возникает вопрос: Почему душа относится к хаосу. В хаосе все неопределенно, как писал Лаврецкий: Хаос, по Тютчеву, бесформенная и безличная, темная, слепая, неорганизованная и зыбкая, как библейские воды, кипящая, бурная основа Мира. В душе тоже все сумбурно, непонятно. В душе человека всегда присутствует смятение, непонятость. Поэтому душа, как хаос что-то бесформенное и беспорядочное.
Тогда густеет ночь, как хаос на водах,
Беспамятство, как Атлас, давит сушу;
Лишь Музы девственную душу
В пророческих тревожат боги снах!
В этом стихотворении Видение душа изображена как нечто нетронутое, девственное, как младенец, который делает первые шаги. Этот отрывок наполнен нежностью, лаской и в то же время великолепием, великим пространством.
Таким образом, рассмотрев некоторые примеры психологической лирики Ф. И. Тютчева, мы можем сделать вывод, что мотив души выражается через природу, ее состояние, через мотив времен года и состояние самого человека, через мотив двойного бытия, а также через полет, полет души. Лаврецкий писал о Тютчеве: Личное, как хрупкое, как совершенно нереальное, по сравнению с вечной материей, нечто противоположное ей, непреходящей и всемогущей. То есть противопоставляется личное, хрупкое Ф. И. Тютчева хаосу, которого поэт боится.