Прежде чем приступить к рассмотрению непосредственной

темы работы, необходимо установить, в каком смысле понимать

слова хаос и космос в отношении поэзии Тютчева. Хаос,

понятие окончательно оформившееся в древнегреческой

философии - это трагический образ космического

первоединства, начало и конец всего, вечная смерть всего

живого и одновременно принцип и источник всякого развития,он

неупорядочен, всемогущ и безлик. Космос же - это мироздание,

понимаемое как целостная, упорядоченная, организованная в

соответствии с определенным законом вселенная, живое,

разумное существо, вместилище космического ума, души, тела.

Здесь же мы коснемся вопроса, связанного с

определением поэзии Тютчева как философской лирики. Ведь

если мы говорим о выражении в поэзии таких философских

понятий как хаос и космос, то она становится сродни

философии, но не может стать самой философией. Однако, в

лирике поэт выражает своеобразие своего художественного

переживания не только в невыразимом колорите своего

творчества, но и в характере подбора и формирования

определенного материала, или "нуждается в извлечении из мира

всего соответствующего своей натуре". Если этот материал

пересекается с тематикой философских проблем, то уже можно

говорить о философской лирике. Но,в философии и поэзии

различается в первую очередь способ использования языка. В

философском поэтическом произведении имеется не развитие

мысли, не развернутая аргументация, ее подтверждающая, а ее

означение, декларирование философемы, которая живоописуется

- 2 -

словом в поэзии, то есть дается комплекс мыслей в

переживании, в эмоциональных, художественных, "ощутительных"

образах. Содержание бытия открывается непосредственно через

образы. Естественно, что без дарования поэта рифмованные

строчки не будут представлять собой истинного

художественного произведения.

Тютчев был поэтом, в творчестве которого соединились

"величайшая яркость и обрисованность объективно-эпического

момента поэзии, ее идейного содержания, с исключительной

силой и богатством ее лирико-музыкального элемента". Первая

черта лирических произведений Тютчева - всеобщее предметное

чувство, носящее космический характер. Это чувство носит

объективный и реалистический характер. Поэт мог бы

ощущать все явления предметного мира в себе, полагать, что

природа откликается на его настроения. Тютчев же чувствовал

себя в мире, для него все чувства и настроения - проявления

космического бытия как такового. Целостная жизнь, физические

явления воспринималась им как жизнь самой природы, самих

вещей, космоса, "как состояние и действие живой души".

Природа есть для него сама по себе комплекс живых

страстей,сил, чувств, а отнюдь не мертвый материал, который

послушен воли художника:

Не то, что мните вы, природа -

Не слепок, не бездушный лик:

В ней есть душа, в ней есть свобода,

в ней есть любовь, в ней есть язык.

Даже там, где основная тема произведения - явления

- 3 -

личной внутренней жизни, они представляются поэту

проявлением жизни и чувств всего космоса. Душевная жизнь

ощущается им как область, входящая в порядок объективного

бытия и подчиненная космосу, "внешний свет природы

становится внутренним светом разума и сознания". У Тютчева

душа "бьется на пороге как бы двойного бытия", порыв радости

представляется как проникновение стихии в душу человека

("как бы эфирною струею по жилам небо потекло"), старческая

любовь есть вечерняя заря на потухшем небе, страстное

томление девушки - рождающееся сгущение атмосферы перед

грозой, а слезы - "капли дождевые зачинающей грозы". Это не

просто образы, а восприятие их подлинно космической природы,

то что было названо Франком "космизацией души"- перенесение

в личную жизнь категорий космического порядка.

Следует подчеркнуть, что предметное чувство поэта

направлено на природу как целое, и каждое проявление жизни

для него есть символ великого и невыразимого целиком

космического единого, некого "иного" - космоса в философском

смысле этого слова. Поэзия Тютчева делает конкретные

впечатления жизни в ее целом предметом восприятия,

художественным центром, вокруг которого расположены частные

поэтические идеи. Здесь - своеобразная художественная

"религиозная философия", проявляющаяся в общности и вечности

ее тем - времена года, день и ночь, свет и тьма,

любовь,море, душа, - все это у Тютчева предмет

художественного описания в своей общей, стихийной природе.

Даже отдельные переживания связываются с общим, вскрывается

космическая сторона жизни. Это может достигаться как прямым

указанием на присутствие высших сил (здесь гроза -

- 4 -

проявление демонических сил):

Одне зарницы огневые

Воспламеняясь чередой,

Как демоны глухонемые

Ведут беседу меж собой.

либо посредством эпитетов, зачастую пародоксальных -

"звучные волны ночи,гремящая тьма, поющие деревья" и т.п.,

которые у Тютчева представляют собой "приемы классификации

явлений, превращение разрозненных моментов в необходимые,

внутренне согласованные обнаружения проявлений вечных начал

космоса".

Осознание в творчестве всего как единого и признание в

видимом духовного начала означает пантеизм. Однако, само

конкретное содержание жизни космоса мыслимо лишь на основе

многообразия, и в лирике Тютчева необходимо присутствуют

мотивы двойственного порядка. Действительно, при обращению к

всей его поэзии мы ясно видим как эта двойственность

пронизывает все ее содержание. Наиболее яркий пример -

стихотворение "День и ночь":

.............................

День - сей блистательный покров -

День - земнородных оживление,

Души болящей исцеленье,

Друг человека и богов.

Но меркнет день, настала ночь,-

Пришла - и с мира рокового

Ткань благодатную покрова,

Собрав, отбрасывает прочь.

И бездна нам обнажена ,

- 5 -

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ней и нами:

Вот отчего нам ночь страшна.

День и ночь здесь - символы двух различных стихий

космоса, светлой и темной, последнюю из которых,

олицетворение "бездны безымянной", названа Тютчевым хаосом:

О чем ты воешь, ветр ночной,

О чем так сетуешь безумно?

..........................

О, страшных песен сих не пой

Про древний хаос, про родимый!

Как жадно мир души ночной

Внимает повести любимой!

Из смертной рвется он груди

И с беспредельным жаждет слиться.

О, бурь уснувших не буди:

Под ними хаос шевелится!..

Жизнь космоса - борьба светлого космического начала с

хаосом. Вселенское бытие здесь внутренне двойственно, свет и

хаос связаны как день и ночь, лето и зима. И, что самое

главное, не только светлое начало но и хаос божественен,

прекрасен и привлекателен. Это подтверждается и эпитетами -

"родимый хаос", "святая ночь". Борьба между идеальным

космическим началом и демоническим началом хаоса существует

не только в природе, но и в самой человеческой душе:

...человек как сирота бездомный,

Стоит теперь и немощен и гол,

Лицом к лицу пред пропастию темной...

И чудится давно минувшим сном

- 6 -

Ему теперь все светлое, живое...

И в чуждом, неразгаданном, ночном

Он узнает наследье родовое.

Темная стихия страсти, угрюмый "огонь желания" таит

очарование даже более сильное, чем светлая

"пламенно-чудесная" игра, день - лишь"отраден и чудесен",

ночь - "святая", воля к смерти ("Самоубийство") и воля к

жизни ("Любовь") одинаково привлекательны для человека:

И в мире нет четы прекрасней,

И обаянья нет ужасней,

Ей продающего сердца.

В человеке - желание гармонии более сильной, чем

погружение в животворный океан идеального "эфирного" мира:

Сумрак тихий,сумрак сонный,

Лейся в глубь моей души,

Тихий, томный, благовонный,

Все залей и утеши.

.........................

Дай вкусить уничтожения ,

С миром дремлющим смешай.

Подлинное значение хаоса в лирике Тютчева - это начало

уничтожения, бездны, сквозь которое необходимо пройти для

достижения полного и подлинного слияния с космосом; тоска,

охватывающая при встрече с проявлениями хаоса - тоска и ужас

смерти, уничтожения, хотя в них достегается блаженство

самоуничтожения. Это тоска - причина трагедии человека.

Человек - лишь "греза природы". Отсюда, ощущение человеком

себя сиротой перед лицом темной бездны, ощущение

призрачности жизни:

- 7 -

Душа моя, Элизиум теней,

Что общего меж жизнью и тобою!

В лирике Тютчева образно выражена мысль, что стихия

хаоса, "как бы неадекватная, соответствующая ограниченности

человеческого существа", позволяет нам при соприкосновении с

ней осознать всю глубину пропасти, отделяющей нас от истинно

космической жизни, мысль, что зло и грех не

противоположности добра и святости, а лишь ступени к ним.

На этом новом уровне противопоставление хаоса и

идеального начала космоса находит выражения не в образах

"дня и ночи", а в образах "тишины, успокоения и зноя,

мятежности"и столкновение их - это столкновение манящей и

бурной красоты жизни с тихой и светлой красотой бессилия и

умирания. Здесь подчеркивается черта, присущая самому

космосу - сила возвышения над самим собой,- жизненность

умирания, богатство бедности, сила бессилия, красота

страдания. Хаос, таким образом, - олицетворение "преодоления

земного и смертного".

"Обе разнородные силы как бы с обеих сторон сближаются

между собой и выявляют присущую им высшую гармонию,

недостижимую вне духовного преобразования, страдания и

умирания." Этот синтез достегается Тютчевым и в описаниях

осени:

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная,таинственная прелесть.

................................

Ущерб, изнеможение, и на всем

Та кроткая улыбка увядания

- 8 -

Что в существе разумном мы зовем

Возвышенной стыдливостью страдания.

И в описании состояния старого человека - "Одна улыбка

умиления в измученной душе моей". И в описании "вещей души

человека", бьющейся "на пороге двойного бытия":

Душа готова, как Мария,

К ногам Христа навек прильнуть...

Итак, в лирике Тютчева, " самой ночной души русской

поэзии", открывается в неподвижной, завершенной форме, в

чистой красоте божественное единство космоса, обнимающего

собой двойственность хаоса и идеального начала, в борьбе

между которыми протекает "злая жизнь с ее мятежным жаром".

- 9 -

Список литературы.

1. Тютчев Ф.И. Стихотворения. Письма. М.1957.

2.Зунделович Я.О. Этюды о лирике Тютчева. Самарканд.1971.

3.Франк С.Л. Космическое чувство в поэзии Тютчева.

Русская мысль. Кн.11. 1913.

4.Соловьев В.С. Поэзия Ф.И.Тютчева. В сб. Соловьев В.С.

Философия искусства и литературная критика. М. 19917

5.Дарский Д.С. "Чудесный вымысел". Космическое сознание в

лирике Тютчева. Пб. 1914.