Экстатические переживания поэта в его единении с мирозданием или в любви к женщине также выражаются на языке метафор. Но метафоры получают здесь иное, противоположное назначение по сравнению с метафорами лирического пейзажа. Они не олицетворяют неодушевленные явления природы - они, наоборот, как бы «овеществляют» процессы душевных переживаний и вызванные ими впечатления жизни. Напряженность и значительность переживаний отождествляются поэтом с ощущениями огня, света, блеска. Прием обращения, который поэт применяет при изображении явлений природы, служит ему вместе с тем и новым средством их олицетворения, усиливающим метафоричность его лирических образов. Например:
* И, глядя на тебя, пустынная река,
* И на тебя, прибрежная дуброва,
* Вы, - мыслил я, - пришли издалека,
* Вы, сверстники сего былого!»; или: «Нет, моего к тебе пристрастия
* Я скрыть не в силах, мать-Земля!»; или: «Ты, волна моя морская,
* Своенравная волна… Ты на солнце ли смеешься
* Отражая неба свод,
* Иль мятешься ты и бьешься
* В одичалой бездне вод…», и т. п.
Иногда Обращение поэта к явлениям природы выражает такую силу чувств или такую значительность мысли, что сопровождается междометием. У Тютчева это, в большинстве случаев, междометие «о!». Например:
* О, страшных песен сих не пой
* Про древний хаос, про родимый!»;
* или: «О рьяный конь, о конь морской,
* С бледно-зеленой гривой…»;
* или: «О, этот юг, о, эта Ницца!
* О, как их блеск меня тревожит!»;
* еще: «О, первых листьев красота,
* Омытых в солнечных лучах…» и т. п.
Эмоциональная приподнятость восприятия природы выражается у Тютчева также через восклицательную интонацию поэтических предложений, начинающихся с наречия «как». Например:
* Как тихо веет над долиной
* Далекий колокольный звон…»;
* или: «Тихой ночью, поздним летом,
* Как на небе звезды рдеют…»;
* или: «Как неожиданно и ярко,
* На влажной неба синеве,
* Воздушная воздвиглась арка
* В своем минутном торжестве!» и т. п.
Всем этим создается ораторский стиль лирики Тютчева, напоминающий оды XVIII в.
Наконец, и в ритмическом строе поэзии Тютчева сказывается ее медитативно-философская направленность. Она отличается разговорно-декламационным строем интонаций и продолжает в этом отношении пушкинскую традицию русской поэзии. Тютчев тяготеет поэтому, к силлабо-тоническому стихосложению, а в его пределах - к двухсложным, в особенности к ямбическим метрам. Он создал всего около 230 стихотворений, из них около 125 написаны четырехстопным ямбом и свыше 40 - пятистопным; следующее место занимает четырехстопный хорей - 27 стихотворений.
Строфическая организация стихотворений Тютчева в большинстве случаев очень проста. Это обычно четверостишия, чаще с перекрестной, иногда с кольцевой или парной рифмовкой, тяготеющие к смысловой и синтаксической законченности. К более сложным строфическим формам поэт обращался сравнительно редко и не проявлял стремлений к необычайным и изысканным рифмам.
Поэзия Тютчева выдающееся явление в истории русской литературы XIX века. На новом этапе развития русской общественной жизни Тютчев по-своему продолжал традиции этико-философического романтизма Жуковского. Но Тютчев отказался от наивных, религиозно-мифологических представлений и самостоятельно создал своеобразное идеалистическое миропонимание, «пантеистическое» по своим основам. Однако тютчевское миропонимание было более пессимистическим по сравнению с миросозерцанием Жуковского и выражало трагические настроения, связанные с деградацией дворянского уклада жизни.
Однако объективное значение поэзии Тютчева выходит далеко за пределы выраженных в ней субъективных представлений поэта и иногда противоречит им. Лирические пейзажи Тютчева, связанные в его сознании с мотивами эфемерности человеческой жизни, выражают романтическое восхищение красотой природы, передают тончайшее восприятие ее очертаний, красок, звуков и этим способствуют развитию эстетического сознания общества. Философские «медитации» поэта, связанные с настроениями трагизма, заключают в себе утонченную эмоциональную рефлексию, погружающую мысль человека в его внутренний мир, и этим способствуют нравственному развитию общества - углублению и облагораживанию человеческих переживаний. Поэзия Тютчева стала значительным вкладом в национальную духовную культуру и до сих пор сохраняет свое значение.