Ф. И. Тютчев, на мой взгляд, был одним из наиболее проницательных в русской литературе поэтов-философов. Его стихи нельзя назвать лирикой в чистом виде, потому что в них выражаются не просто чувства лирического героя, но прежде всего философская система автора-мыслителя. Поэт \"нуждается в извлечении из мира всего соответствующего своей натуре\".

В философских поэтических произведениях Федора Тютчева содержание бытия открывается непосредственно через образы.

Ф. И. Тютчев — поэт, в творчестве которого соединились в яркой форме идейное содержание с исключительной поэтической силой, с богатством образности и музыкальности. Основная черта, преобладающая в его лирических произведениях, — это какой-то всеобщий космический характер. Ф. И. Тютчев ощущал себя частицей мира, а потому считал все чувства и настроения человека проявлениями космического бытия как такового. Целостность жизни, физические явления воспринимались им как проявление самой природы, космоса, \"как состояние и действие живой души\". Природа для него — сгусток живых страстей, сил, чувств, а отнюдь не мертвый материал, послушный воле художника:

Не то, что мните вы, природа —

Не слепок, не бездушный лик:

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Даже в тех произведениях, где темой служат отдельные моменты, проявления личной, внутренней жизни, они представляются поэту одновременно и выражением чувств и явлений всего космоса. У Ф. И. Тютчева душа как бы пребывает в двух ипостасях: вся она словно порыв радости, ликование, открытость стихии в начале жизни и в зрелую пору, и затем (\"как бы эфирною струею по жилам небо потекло\") старческая любовь — это уже вечерняя заря на потухшем небе, страстное томление по упоительному счастью в былые дни. рождающее сгущение атмосферы перед грозой, слезы же — \"капли дождевые зачинающей грозы\". Это не просто образы, а восприятие поэтом подлинно вселенской масштабности природы, перенесение в личную жизнь категорий космического порядка.

В лирике Ф. Тютчева всегда присутствует двойственность, борьба, сопряжение различных начал. Наиболее яркий пример тому — стихотворение \"День и ночь\":

День — сей блистательный покров

День — земнородных оживление,

Души болящей исцеленье,

Друг человека и богов.

Но меркнет день, настала ночь,

Пришла — и с мира рокового

Ткань благодатную покрова,

Собрав, отбрасывает прочь,

И бездна нам обнажена,

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ней и нами:

Вот отчего нам ночь страшна.

День и ночь — символы двух различных стихий космоса, светлой и темной, которую Тютчев называет \"хаосом\", олицетворением \"бездны безымянной\":

Как жадно мир души ночной

Внимает повести любимой!




Из смертной рвется он груди

И с беспредельным жаждет слиться.

О, бурь уснувших не буди:

Под ними хаос шевелится!..

Жизнь космоса — борьба светлого начала с хаосом. Вселенское бытие двойственно: свет и мрак связаны между собой, как день и ночь, лето и зима. И главное, не только светлое начало, но и хаос, мрак божествен, прекрасен и привлекателен. Это подтверждается и эпитетами: \"родимый хаос\", \"святая ночь\". Борьба между идеальным и демоническим существует не только в природе, но постоянно происходит и в самой человеческой душе:

… человек как сирота бездомный,

Стоит теперь и немощен и гол,

Лицом к лицу пред пропастию темной…

И чудится давно минувшим сном

Ему теперь все светлое, живое…

И в чуждом, неразгаданном, ночном

Он узнает наследье родовое.

Темная стихия страсти, угрюмый \"огонь желания\" таит очарование, пожалуй, более сильное, чем светлая \"пламенно-чудесная\" игра. День лишь \"отраден и чудесен\", ночь же — \"святая\". Воля к смерти (\"Самоубийство\") и воля к жизни (\"Любовь\") одинаково привлекательны для человека:

И в мире нет четы прекрасней,

И обаянья нет ужасней,

Ей продающего сердца.

Подлинное значение хаоса в лирике Ф. И. Тютчева — это угроза уничтожения, бездна, сквозь которую необходимо пройти для достижения полного слияния с космосом. Тоска, охватывающая при встрече с непонятными проявлениями хаоса, — печаль и ужас смерти, страх перед уничтожением, хотя и в преодолении их достигается блаженство. В лирике Ф. И. Тютчева образно выражена мысль, что стихия хаоса позволяет нам при соприкосновении с нею осознать всю глубину пропасти, отделяющей нас от истинно космической жизни, мысль, что зло и грех не являются противоположностями добра и святости, это всего лишь ступени к познанию истины.

Противопоставление хаоса и идеального начала космоса поэт видит не в образах \"дня и ночи\", а в образах тишины, успокоения. Зной, мятежность и столкновение их с покоем, умиротворенностью — это столкновение манящей и бурной красоты жизни с тихой и светлой красотой бессилия и умирания. Хаос, таким образом, как бы олицетворение преодоления всего земного и смертного.

Итак, в лирике Ф. И. Тютчева, \"самой ночной души русской поэзии\", открывается нам чистая красота божественного космоса, объемлющего собой все сущее — живое и неживое, хаос и гармонию, в борьбе между которыми и протекает \"злая жизнь с ее мятежным жаром\":

Ущерб, изнеможение, и на всем

Та кроткая улыбка увядания,

Что в существе разумном мы зовем

Возвышенной стыдливостью страдания.

Исключительная насыщенность философской мыслью и совершенство ее художественного выражения делают поэзию Ф. И. Тютчева одним из замечательнейших явлений русской литературы.