Этот всемогущий рычаг двигает и Ф. И. Тютчева. Тютчев поэт любви! Но любовь у него не тиха, не спокойна, не блаженна, как у Гончарова в романе Обломов. Основной идеей творчества Тютчева является противопоставление хаоса и космоса: под этим углом у Тютчева показана любовь. Хочу привести слова В. Соловьева: Но и сам Гете не чувствовал так сильно ту таинственную основу всякой жизни природной и человеческой основу, на которой зиждется и смысл космического процесса, и судьба человеческой души, и вся история человечества… Уж не любовь ли это. Таинственная основа всякой жизни Любовь, любовь гласит преданье
Союз души с душой родной
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И… поединок роковой…
Эти строки из стихотворения Ф. И. Тютчева Предопределение. Здесь мы видим любовь в понимании поэта. Хочу обратить внимание на сильную паузу после союза и: таким образом Тютчев выделяет основные слова стихотворения поединок роковой. Он как бы обрушивает их на нас, как бы говорит, что возражений этому определению нет и быть не может! В этом стихотворении поединок любви предстает нам борьбой двух душ, с одной стороны, родных, а с другой противостоящих друг другу. А как это отражено с точки зрения эвфонии. Здесь преобладают звуки л, м, р, о, е, и, которые одновременно представляют вещи нежные, мягкие и громкие, страшные, мрачные. Мы опять видим противопоставление, поединок.
А теперь я хочу разобрать стихотворение, в котором мы видим поединок любви и судьбы. Конечно, мы не можем точно говорить о борьбе любви с судьбой, так как любовь и судьба одновременно и соединяются, и противопоставляются.
…О, оглянися, о, постой,
Куда бежать, зачем бежать..
Любовь осталась за тобой,
Где ж в мире лучшего сыскать..
Здесь Тютчев, можно сказать, осуждает человека за его ненасытность: человеку дано высшее благо любовь, а он еще куда-то бежит, чего-то хочет. Поэт показывает, что человек все равно бессилен перед любовью, перед судьбой:
…Из края в край, из града в град
Судьба, как вихрь, людей метет,
И рад ли ты, или не рад,
Что нужды ей.. Вперед, вперед!..
И чтобы усилить этот роковой смысл роковой любви, Тютчев использовал в этом стихотворении кольцевую композицию.
Действительно, роковой для жизни любовь предстает перед нами в стихотворении Близнецы. Вспомните его последние строки:
И кто в избытке ощущений,
Когда кипит и стынет кровь,
Не ведал ваших искушений
Самоубийство и Любовь!
Вот уж точно, что любовь может привести к самоубийству. Поэтому Тютчев не случайно называет их близнецами. При этом одни близнецы Смерть и Сон противопоставляются другим близнецам Самоубийству и Любви. Вот он опять поединок роковой!
Продолжая тему объединения, хочу обратить внимание на стихотворение Два единства:
Единство, возвестил оракул наших дней,
Быть может спаяно железом лишь и кровью…
Но мы попробуем спаять его любовью,
А там увидим, что прочней…
Здесь любовь, конечно, не роковая. Но я хочу показать поединок железа, крови и любви. В этом стихотворении Тютчев говорит о франко-прусской войне (кровь льется через край…) и призывает к миру к любви! Что можно сказать об эвфонии: [жъл\'э\'зъ, кро\'в\' и л\'убЪ\'в\']. в первых двух словах преобладают мрачные и страшные вещи: звуки р, ж, я; а в слове любовь звуки л, в, о обозначают вещи мягкие и нежные мы видим противопоставление…
А почему же Тютчев пишет о роковой любви, почему не о любви мягкой и спокойнойМы знаем, что поэт много раз любил, и, очевидно, он от этого страдает, любовь для него роковой поединок двух душ. Например:
…Не верь, не верь поэту, дева;
Его своим ты не зови
И пуще пламенного гнева
Страшись поэтовой любви!..
Очевидно, здесь Тютчев пишет про себя самого; рассказывает о своей любви пламенном гневе, роковом гневе.
Сейчас я хочу разобрать еще одно автобиографическое стихотворение Тютчева, связанное с любовью поэта к Е. А. Денисьевой. Это мое любимое стихотворение О, как убийственно мы любим…. Здесь поэт говорит о том, что любовь не вечна и что ее нужно охранять, иначе она умрет:
Год не прошел спроси и сведай,
Что уцелело от нея
Также Тютчев показывает, как прекрасное чувство любовь может стать роковым для человека:
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!
Таким образом, в этом стихотворении мы видим роковой поединок любви в душе поэта: он хочет любить, не боится обжечься, не желает делать кому-либо больно. А теперь я хочу сказать о том, что любовь у Тютчева становится роковой именно из-за его хаоса-космоса, из-за его двойного бытия. В этом самом двоемерии, которое, надо сказать, является и основным мотивом лирики Фета, любовь у Тютчева тоже раздваивается и начинает бороться сама с собой: с одной стороны, тютчевская любовь ласковая и нежная, а с другой страшная, губящая людей, роковая… В связи с этими мотивами хаоса, двойного бытия последним стихотворением, которое я бы хотела разобрать, будет О вещая душа моя!… Может показаться, что это стихотворение не связано с любовью, но ведь сердце, полное тревоги, бьется на пороге как бы двойного бытия!
…Так, ты жилица двух миров…
Вот она, наша душа, которая все время мечется в двойном бытии, мечется из-за рокового поединка любви. Выражение любви в этом стихотворении мы найдем и в эвфонии: преобладают звуки е, о, а, л, в, н, ш, ж, которые обозначают нежные, ласковые, любовные вещи и в то же время вещи великие, глубинные, всеобъемлющие хаос.
Таким образом, подводя итог, хочу сказать, что любовь как роковой поединок пронизывает все творчество Тютчева, всю его душу. Из любви как рокового поединка у Тютчева выросла вся любовная лирика Блока, Цветаевой. Вот какое наследие подарил нам великий поэт! Поистине любовь с силою Архимедова рычага движет миром. Она двигала Фета, Тютчева, потом Блока и до сих пор двигает всех нас. Ведь в нашей жизни любовь тоже поединок роковой.
Поэт, постоянно размышлявший над ценностями вечными, непреходящими, в реальной жизни жил ощущениями, которые ему дарила любовь к женщине… Относясь к земным проблемам несколько отстранение и легкомысленно, Тютчев знал истинную цену повседневных душевных переживаний и метаний. Через многие его стихотворения красной нитью проскальзывает одна тема, главная мысль которой заключается в словах: Все проходит…. Возможно, поэтому так много трагичных ноток в его стихотворениях.
Среди замечательных поэтических текстов Тютчева моим любимым является стихотворение Не знаю я, коснется ль благодать…. Не хотелось бы подробно анализировать этот текст, в него надо вникнуть, прочувствовать. Данное стихотворение было написано в 1851 г., но более двадцати лет оставалось никому не известным. Стихотворение посвящено жене Федора Ивановича Эрнестине Федоровне Тютчевой. Но именно в это время в душе поэта зарождалась сильнейшая любовь к Елене Александровне Денисьевой.
Все стихотворение является свидетельством неукротимого желания, поиска земной благодати. Все эти потребности пробуждаются в тот момент, когда душа находит себя в духовном обмороке. Кажется, что внутренний мир Тютчева и его лирики таит в себе какое-то предчувствие, томится ожиданием… Мысли и сознание самого автора как бы мечутся меж двух огней. С одной стороны:
Мужайся, сердце, до конца:
И нет в творении творца!
И смысла нет в мольбе!
И с другой:
Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.
Мир в поэзии Тютчева весь словно пропитан ощущением таинства жизни. Доступным становится и таинство веры. В стихотворении появляется конкретика, общение двух целостных личностей. Поэт делает акцент на полноту, искренность любви с Ее стороны и неспособность Его переживать так глубоко это чувство.
Лирический герой, которого мы воспринимаем, хотя и независим от бессмертной пошлости людской, но все же переполнен до краев своей души смирением и чувством вины. Иногда создается ощущение того, что избыток страсти земной для него является чрезмерным. Душа же женская похожа на живую жизнь природы. В ней мы замечаем своеобразный избыток бытия:
И мир, цветущий мир природы
Избытком жизни упоен.
Жизни некий преизбыток
В знойном воздухе разлит.
Очень близко с избытком жизни располагается избыток упоенья. Поединок роковой представляет собой и поединок мысли, и поединок внутренний, который пребывает в философском сознании. Тютчевский текст 1851 г., по мнению большинства критиков, словно сближает две плоскости бытия: религиозно-церковную, христианскую и мирскую, земную:
Но если бы душа могла
Здесь, на земле, найти успокоенье,
Мне благодатью ты б была
Ты, ты, мое земное провиденье!
Критиками также замечено, что образ жены поэта, ее мир соотнесены с тем образом пленительного земного бытия, олицетворением которого была Е. А. Денисьева. А это уже другая ипостась, которая ассоциировалась с мерой и успокоеньем…
Сам язык тютчевской поэзии настраивает на более глубокое и вдумчивое восприятие ею стихотворений