Свое настоящее признание поэзия Тютчева впервые получила в 1836 году. Весной этого года копии тютчевских стихов через Вяземского и Жуковского попали в руки Пушкина, которому стихи понравились, и он решил вместе с друзьями выпустить стихи отдельным сборником. Издания осуществлено не было, но в пушкинском «Современнике» за 1836 год появилось шестнадцать стихотворений Тютчева. На страницах этого журнала стихи поэта продолжали печататься и после смерти Пушкина, вплоть до 1840 года.

Несмотря на активную переводческую деятельность, поэт признается, что его тяготит «существование человека без родины». По-видимому, глубоко не случайны мотивы одиночества и скитальчества в лирике заграничного периода.

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи,

Питайся ими - и молчи…

По своим политическим взглядам Тютчев был монархистом. Но он с особой остротой ощущал несоответствие русского самодержавия его личным представлениям о монархии. Однако Тютчев не допускал мысли о возможности насильственного изменения русского самодержавного строя, о чем писал в стихотворении «14-ое декабря 1825».

В последние годы жизни Тютчева за границей его политические взгляды приближаются к доктрине славянофилов.


Под впечатлением западноевропейских революционных событий 1818 года Тютчев задумывает большой философско-публицистический трактат «Россия и Запад», где стало ясно, что Европе не удалось \"подавить революцию конституционными заклинаниями\", потому что «революционное начало» слишком глубоко «проникло в общественную кровь». Россию поэт видел спасителем мира, «ноевым ковчегом», о чем поведал в стихотворении \"Море и утес\":

Волн неистовых прибоем

Беспрерывно вал морской

С ревом, свистом, визгом, воем

Бьет в утес береговой,

Но, спокойный и надменный,

Дурью волн не обуян,

Неподвижный, неизменный,

Мирозданью современный,

Ты стоишь, наш великан!

Россия, по мнению Тютчева, спасет мир как истинно христианская держава в противовес Западу с его католицизмом, обожествляющим власть Папы.

Его размышления о мире и человеке поражают глубиной и масштабом.

Тютчев выступал против сильного, продолжительного и безоглядного «стеснения», накладываемого «наумы». Занимая до конца дней должность председателя Комитета цезуры иностранной, поэт стремился, «не выходя из пределов закона… постоянно соображаться с разумом закона, требованиями века и общества». Он часто выступал заступником изданий, запрещенных цензурой или находившихся под угрозой преследования, что не раз приводило к столкновениям с начальством.

В творчестве Тютчева шестидесятых - начала семидесятых годов преобладают политические стихотворения и мелкие стихи «на случай».

Последние годы жизни Тютчева были омрачены тяжелыми утратами. В 1870 году умерли его старший сын Дмитрий и брат Николай, в 1872 году - младшая дочь Мария. Физические силы самого поэта слабели с каждым годом. Весной 1873 года, прикованный к постели тяжелым предсмертным недугом, он диктовал пространные письма на политические темы.

Федор Иванович Тютчев очень любил Пушкина, которого считал лучшим выразителем «русского ума», а смерть поэта считал народным горем:

…Велик и свят был жребий твой!..

Ты был богов орган живой,

Но с кровью в жилах… знойной кровью.

… И осененный опочил

Хоругвью горести народной…

… Тебя ж, как первую любовь,

России сердце не забудет!

Лирику Тютчева можно читать и анализировать, любить и не принимать, но с чем нельзя поспорить, так это с тем, что он был «певцом своей Родины», ведь основные мотивы его творчества неотделимы от русских традиций. Наряду с темой Родины у Тютчева много стихов, посвященных природе, ведь у каждого есть свой уголок, дорогой сердцу, который мы считаем своей «малой родиной». Он неповторим и прекрасен.

Как и человек, природа в поэзии Тютчева находится в постоянной борьбе и противоречии. Силы природы одушевляются поэтом: родниковый ключ таинственно шепчет, «ночь хмурая, как зверь стойкий, глядит из каждого куста». Окружающий мир живой, он мыслит, чувствует, говорит:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Рисуя картины природы, Тютчев видит перед собой всю прекрасную и мятежную, простую и непонятную, языческую и христианскую Русь. Он верит в ее великую судьбу, непоколебимую святость:


Нет, карлик мой!

Трус беспримерный!..

Ты, как ни жмись, как ни трусь,

Своей душою маловерной

Не соблазнишь святую Русь… …

Венца и скиптра Византии

Вам не удастся нас лишить!


Нет! Вам ее не запрудить!..

Говоря о Родине, Тютчев полон гордости за свою державу, а описывая природу, поэт источает нежность и воодушевление, «Душу, жизнь природы поэт исследует с удивительной наблюдательностью и любовью, создав незабываемые поэтические картины летнего вечера, ночного моря, утра в горах, «осени первоначальной», «грозы в начале мая»:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

Образами природы Тютчев выражает свои сокровенные мысли и чувства, сомнения и вопросы:

И отчего же в общем хоре

Душа не то поет, что море,

И ропщет мыслящий тростник?

«Верный сын природы», как называл себя поэт, восклицает: «Нет, моего к тебе пристрастья я скрыть не в силах, мать-земля!».

Много стихов посвящено размышлениям о жизни, философскому взгляду на окружающий мир. Тютчевский мир трагичен, на его стихотворениях лежит печать сложнос -


ти, мучительных раздумий, раздвоенности, противоречивости. Человек в «борении стихий» видится поэту «беспомощным», «ничтожной пылью», «мыслящим тростником». Судьба и стихия владеют его жизнью, он уподоблен «лаку земному», «сироте бездомному». Участь человеческая подобна льдине, тающей на солнце и уплывающей «во всеобъемлющем море», «в бездну роковую». Из борьбы противоречий, стихий и страстей есть один выход, один возможный путь:

Когда пробьет последний час природы,

Состав частей разрушится земных:

Все зримое опять попросит воды

И божий лик изобразится в них!

Но при этом Тютчев прославляет борьбу, мужество, бесстрашие человека, с которым этот «мыслящий тростник» сопротивляется судьбе:

Мужайтесь, боритесь, о храбрые души,

Как бой ни жесток, ни упорна борьба!

Все в мире борется между собой, выявляя свою сущность и воплощая себя в какой-то форме бытия. Даже под самыми светлыми и яркими покровами и оболочками скрывается темное, страшное: «О, бурь заснувших не буди - под ними хаос шевелится!».

Даже такое светлое и прекрасное чувство, как любовь, Тютчев описывает противоречиво, двойственно. Ему знакомы, понятны ее прелести, ее \"очарованье\", поэт называет это чувство «жизни ключ», «чудесный плен», «чистый огонь», «союз души с душой родной». Любовная лирика поэта поражает силой и откровенностью выражения страстей: \"И сквозь опущенных ресниц угрюмый, тусклый огонь желанья\". Но в то же время человеческую сущность любви Тютчев раскрывает через изображение губительной, внутренне конфликтной роковой страсти, «буйной слепоты», «борьбы неравной двух сердец».


Любовные мотивы ярки и возвышенны. Тютчев воспевает женщину как неземное существо. Порой он отождествляет женщину с гармонией природы, с ее неисчерпаемой красотой:

Люблю глаза твои, мой друг,

С игрой их пламенно-чудесной,

Когда их поднимаешь вдруг

И, словно молнией небесной,

Окинешь бегло целый круг…

Не всегда любовь так безоблачна и чудесна - порой она приносит боль:

Сижу задумчив и один,

На потухающий камин

Сквозь слезы я гляжу…

С тоскою мыслю о былом

И слов в унынии моем

Не нахожу.

Но все же есть надежда, что любовь станет гармоничной:

Мир и согласье между нас

Сказались с первого же дня, -

Поздравим же, перекрестясь,

Тебя со мной, с тобой меня.

Тютчев прожил почти семьдесят лет. Он был современником крупнейших исторических событий, начиная с Отечественной войны 1812года и кончая Парижской коммуной. Его первые стихи появились в эпоху романтизма, а зрелые и поздние - когда утвердился реализм.

Сложность и противоречивость поэзии Тютчева были обусловлены сложностью и противоречивостью его отношений к окружающей действительности.

Для многих поколений читателей Тютчев был «певцом Родины» с ее гордым величием и дивными природными картинами.