В поэзии любви – всегда трагедия, так как счастливая любовь побуждает обращаться к самому себе, т.е. человек любит. Другое дело, когда перед любовью поэта становятся разнообразные препятствия. Это могут быть непреодолимые расстояния в пространстве или обществе. Это может быть смерть любимой или любовь. Это может быть измена. Это может быть время…

Теперь откроем сборник поэзий Тютчева и погрузимся в водоворот страсти, ожиданий, тоски… Найдем поэзии, которые посвящены теме любовь. Первые датированные 1824 годом, когда автору 21 год, и он еще ищет свой голос, свое отношение к теме. Здесь стихи еще имеют традиционные признаки, где проявления чувств лишь дань жанра, а «перо… хладной блещет тот». Вот пример из поэзии «К Н.»:

* Но для меня сей взор благодеянье,
* Как жизни ключ, в душевной глубине
* Твой взор живет и будет жить во мне:
* Он нужен ей, как небо и дыханье.

Недаром исследователи творчества поэта до сих пор не нашли той, к кому адресованы первые строки стиха. То же самое усматриваем в поэтическом послании «Двум сестрам». И неизвестны те, к кому обращены строки поэта:

* Минувших дней печаль и радость,
* Твоя утраченная младость,
* Моя погибшая любовь!

А стих написан в 1830 году, и эта дата написания доказывает, что романтическое новолуние еще не отказалось от штампов романтиков.

Пропустим три-четыре подобных текста. И вот перед читателем две поэзии, связанные с именем баронессы Эрнестины Дьернберг, в девичестве Пфеффель. Познакомился с ней в Генуе, тем не менее был вынужден развестись с ней, считал навсегда. Он не знал, что насмешница судьба сведет их снова, чтобы они вступили в брак, имели детей. Но этот брак не дал счастья женщине и не стал светом для мужчины.

Летом 1830 года Тютчев – уже вторично женатый – встречается с Денисьевой, начинается любовь, которая сделала несчастными по меньшей мере трех людей.Разрушился брак Тютчева. Покинута жена. Внебрачная жизнь сделала из Денисьевой изгнанницу.

Вспомним, что Тютчев не был профессиональным поэтом. Поэтическое творчество является утешением в жизни известного дипломата, итак, очень часто есть словно дневником, которому доверяются тайны человеческой души. Тем не менее на днях он пишет коротенькое стихотворенье к своей Эрнестине. Он вложил лист с этими строками в альбом-гербарий «жены» – и там поэзия была нечитанной 24 года…

Опустим занавес над жизнью поэта и женщин, которые его любили. Теперь понятен страх Тютчева перед любовью, которая казалась ему одним из породителей хаоса, который не дает достичь гармонии. «Буйная слепота страстей», на самом деле не «союз души с душой родной», а «поединок роковой», трагический финал которого уже заранее уготовлен судьбой… может, так оно и есть.

Мифический герой поэзии А. Фета «не в состоянии броситься с седьмого этажа вниз головой с непоколебимой верой в то, что он воспарит по воздуху, он не лирик». Эти странные слова принадлежали Фету, и они, вероятно, рассказывают о том, от чьего имени есть стихи поэта – иногда как мед, а то как ручей в лесной гуще, а то как у распятого сердца. Гордость этого героя – любов. «Любить есть действие – не состоянье». Любовь в поэзиях Фета трагическая. Его стихи – это напряженные обращения к (одной на все время существования героя), которая всегда была рядом. Хотя ее уже не имеет.

Страстные монологи преисполнены то раскаяние, то грусти, то надежды. Сила чувств, что лирический герой побеждает саму смерть, не верит в вечную разлуку, разлуку со своей любимой, как с живой. Прошлое, будущее и настоящее – эти три пространства времени, побеждены силой любви и веры: «И ты, и я – мы встретимся». Вечность и мгновенность для человека становятся тождественными. Так человек побеждает смерть, превращает ее в драматическую радость.

* Для ясных дней, для новых откровений
* Переболит скорбящая душа.

Из стихов Фета соединились текучее и незыблемое так же, как вечное , и все они важны для мировосприятия. И если идеальное – статическое, будто целостное и законченное, то жизненное – переменно, противоречиво.

Лирический герой Фета умеет заметить и пережить капризные мгновенные ощущения и совершить их отважно и непривычно: «За высоким ревнивым забором», есть еще любовь у лирического героя Фета – это природа.

* Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег


> Герой Фета не боится смерти и не боится жизни, ему присущ трезвый взгляд на окружающий мир, он солнечный свет в поэзии. Лев Толстой писал Фету: «Я свежее и сильнее вас не знаю человека». То самое он хотел сказать и о лирическом герое его стихов.