Фигура Александра Трифоновича Твардовского значительна для современной русской литературы XX в. Свою поэму «Василий Теркин» он писал всю войну. И она запечатлела все, что происходило в те страшные и суровые годы, стала своеобразной летописью.

Поэма Твардовского включает опыт поэзии XIX и XX вв. Константин Симонов высоко оценил поэму: «Написать так, как написано, это никому из нас не дано». Главный герой поэмы — образ собирательный, вымышленный, вобравший в себя черты русского воина и человека. Теркин воплотил в себе еще и идею народного духа, его стремление к победе, несмотря ни на что. Каждая глава в поэме — это отдельный эпизод войны, а всего их три. Твардовский писал поэму таким образом, чтобы каждую ее часть могли прочитать в любом месте как отдельную историю. Все главы поэмы начинаются лирическим отступлением. Поэт напрямую обращается к своим читателям и этим делает их участниками событий. Объединяет всю поэму образ главного героя, Василия Теркина. Писалась поэма для простых солдат, которые отдавали свои жизни войне.

Поэма «Василий Теркин» — это «Книга про бойца», про обыкновенного русского солдата, идущем трудными дорогами войны. Поэт подчеркивает, что Теркин — один из многих, такой же, как все: Парень в этом роде В каждой роте есть всегда, Да и в каждом взводе...
Но ведь именно такие простые солдаты и несли на себе весь груз войны. Поэтому образ ВасилВ Теркина был близок каждому, кто читал поэму.

Его фамилия сближается со словом «тертый»: он «жизнью тертый человек», «битый, тертый». Это боец, с которым автор подружился еще во время советско-финляндской войны. За саоЯ двадцать пять лет герой изведал «все худое», но остался «жив-здоров, бодрей, чем прежде». Он «сердцем щедрым наделен», и потому «горечь бедствий и потерь» оказывается ему нипочем, закаляется характер, проявляя его лучшие свойства. Это обобщенный образ русского «работника» — мужика- в крестьянина и солдата.

События поэмы развиваются на фронте, и это значимо, потому что Твардовскому важно ответил на вопрос: как победить? Это произведение вобрало в себя все: героизм, патриотизм и гуманизм. Любая война — это гибель людей, и для Теркина это суровая реальность. Он «принимает все, как есть». Его девиз — не унывать ни при каких обстоятельствах. Теркин просто выполняет свой долг, свою тяжкую работу. Война для него — необходимость, поставленная временем трудная «задача». Чтобы выполнить ее, герой проявляет героизм, сметливость и самоотверженность.

В главе «Переправа» Теркин с риском для жизни переплывает в ледяной воде реку, чтобы сообщить о переправе на другой берег своего взвода. Он выходит победителем из поединка с вражеским самолетом. Стойко переносит он все трудности войны. Он «парень хоть куда», «герой героем». Но в то же время он и мастер на все руки: может починить часы, заточить пилу, справиться с мировой «бедой-разрухой». У него и ранение, и контузия, пережил он смерть товарищей. Все это не забыто, «да не время вспоминать». Жизнь на войне продолжается, и пока человек жив, в ней есть место и прибаутке, и песне, и музыке.

Танкисты отдают Теркину гармонь своего погибшею товарища, признавая, что жизнь не стоит на месте, не кончается со смертью друга. Сам Теркин считает, что если «застигнет смертный час», то главной мыслью будет мысль о том, что напишут про них после, как вспомнят о них дети, внуки, «страна-держава». Но когда смерть приходит за ним, он шутит и просит дать ему время дожить до победы. — Яне худший и не лучший, Что погибну на войне. Но в конце ее, послушай, Дашь ты на день отпуск мне? Дашь ты мне в тот день последний, В праздник славы мировой,. Услыхать салют победный, Что раздастся над Москвой?







А потом просто гонит от себя смерть: «Прогоните эту бабу, я солдат еще живой».
Достоинства русской натуры выявляются в час тяжелых испытаний. Теркин ощущает себя частицей России, для него это не просто страна, а «мать-старуха», за которую он несет «ответ» перед всем миром:

Бой идет не ради славы — Ради жизни на земле-
Мысли героя часто возвращаются к мирной жизни. Он чувствует, что «от окопов пахнет пашней», бой напоминает ему полевую «страду». Но поля пусты, земля изрыта воронками, «мирные края» пахнут «орудийным...дымом». Теркин остро чувствует разрушительную силу войны, но не падает духом. Он верит в торжество добра и справедливости и старается передать эту веру окружающим. Он становится дорог читателям, понятен и близок каждому бойцу, как воплощение положительного национального героя:

То серьезный, то потешный, Нипочем, что дождь, что снег — В бой, вперед, в огонь кромешный Он идет, святой и грешный,
Русский чудо-человек...

В 1954 г. поэма получает своеобразное продолжение. Твардовский пишет «Василий Теркин на том свете». Эта поэма сатирическая, а потому принципиально отличается от предыдущей. Поэт пишет о послевоенном времени, когда бюрократическая машина не давала жить победившим в Великой Отечественной войне. Фашизм уничтожили, а внутреннего врага — бюрократизм — победить оказалось труднее... И снова Василий Теркин выступает как национальный герой.«Василий Теркин на том свете» стала своеобразным всплеском боли поэта за русский народ-Победитель. Война и ее последствия оставили глубокий след в душе Твардовского.

Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны. В том, что они — кто старше, кто моложе — Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь—
Речь не о том, но все же, все же, все же...