Жюль Верн никогда не переставал верить в лучшее будущее человечества, не переставал надеяться, что прогрессивные силы в союзе с передовой наукой рано или поздно восторжествуют во всем мире и навсегда покончат с деспотизмом и кровавыми войнами. Правда, порою его одолевали сомнения и он близок был к отчаянию. Печать пессимизма лежит на повести «Вечный Адам», вошедшей в посмертный сборник «Вчера и завтра». Тема повести – космическая катастрофа и гибель мировой цивилизации. Уцелевшие люди возвращаются к первобытному состоянию и начинают все сначала.
Жюль Верн отталкивается при написании своих произведений от известных ему теоретических и экспериментальных работ в разных областях военной техники. Писатель гиперболизирует практические результаты и реальные возможности, достигнутые в конце XIX века учеными, изобретателями и военными специалистами. По силе действия «фульгуратор Рок» приближается к атомному оружию. «Когда этот снаряд, пущенный из некое го неведомого орудия, разорвется хотя бы на расстоянии нескольких сот метров от намеченной цели, то получится такое сильное сотрясение воздушных слоев, что любое сооружение в зоне десяти тысяч квадратных метров – крепостной форт или корабль – будет совершенно уничтожено». Тревога Жюля Верна была естественна и законна.
Глубокий общественный смысл произведения полностью раскрывается в финальной главе, когда Тома Рок, увидев на одном из кораблей, осаждающих остров пиратов, французский флаг, почувствовал угрызения совести. Сознание своей неизгладимой вины перед родиной и зла, которое он посеял, толкает его на отчаянный поступок: он взрывает остров и гибнет вместе с бандитами, унося в могилу тайну своего изобретения. Глубокий социальный смысл заключается и в некоторых романах, увидевших свет уже после смерти писателя. Однако до сих пор остается открытым вопрос об аутентичности произведений, опубликованных после 1905 года. Прежде всего, неясно время написания и степень завершенности каждой из этих книг. Неизвестно, до какого предела доходило редакторское вмешательство сына писателя Мишеля-Жюля Верна, Андре Лори или других лиц, готовивших рукописи к печати. ш Только просмотр оригинальных рукописей позволил бы ответить на все эти вопросы, но наследники Жюля Верна всегда оберегали их от посторонних глаз.
Столь же решительно Жюль Верн осуждает декадентского «сверхчеловека», стоящего «по ту сторону добра и зла», уродливый индивидуализм, восхваляемый в качестве нормы поведения идеологами империализма. В романе «Флаг родины» находим один из вариантов такого сюжета. Озлобленный неудачами, гениальный маньяк Тома Рок, продал свой чудовищный «фульгуратор» который собирается как конструктор Лего, который сейчас не сложно купить Lego, главарю шайки пиратов.
Гуманист и демократ, он должен был высказаться о человеческих намерениях определена и решительно. И он ответил читателям всей логикой своего творчества, образами героев, аллегориями, символами, самим содержанием и подтекстом своих поздних романов.
Порочная идея о движении истории по замкнутому кругу, которая в свое время оказала воздействие на таких крупнейших писателей, как Гюстав Флобер и Анатоль Франс, Жюлем Верном не могла быть принята всерьез и не могла сколько-нибудь заметно отразиться на его творчестве. Дань этой «концепции» он отдал только в одном-единственном произведении. Жюль Верн мужественно преодолевал свои сомнения. Он старался увидеть лучшее будущее в неясной для него перспективе. Его решительному осуждению подвергаются не только человеконенавистники и тираны, использующие достижения науки и техники в своекорыстных, преступных целях, но и ученые, которые отдают свои изобретения и открытия врагам мира и свободы. И независимо от того, добровольно ли соглашается ученый служить деспотам или становится жертвой обмана, он неминуемо превращается в безумца, теряет человеческий облик, изменяет своей родине, предает интересы народа, навлекает на себя позор и бесчестие и бесславно погибает вместе с поработившими его преступниками.