Вершиной творчества Жюля Верна можно считать его знаменитую трилогию, герои которой не только выражают, но и воплощают в практических действиях гуманистические и демократические идеалы писателя. Сюжет первого романа «Дети капитана Гранта» определяется поисками Гранта. Разные истолкования испорченного документа заставляют Эдуарда Гленарвана и его спутников проделать кругосветное путешествие вдоль 37-й параллели. Кто такой капитан Грант? Мужественный шотландский патриот, не пожелавший примириться с тем, что его родина окончательно утратила независимость. Он решил основать колонию шотландских политических эмигрантов на одном из островов Тихого океана, но кораблекрушение помешало ему осуществить этот план. Гленарван - политический единомышленник Гранта - снаряжает экспедицию, вопреки желанию Адмиралтейства, на свой страх и риск. Адмиралтейство - название министерства военно-морского флота в Англии. Так одно из увлекательных «необыкновенных путешествий» мотивируется свободолюбивыми стремлениями героев. Национально-освободительные идеи еще сильнее звучат в романе «Двадцать тысяч лье под водой». В образе революционера и ученого капитана Немо мы видим наиболее полное выражение прогрессивной направленности творчества Жюля Верна. Загадочный Немо, как выясняется в дальнейшем,- индиец Даккар, посвятивший свою жизнь борьбе за освобождение от британских колонизаторов. Его великолепный корабль «Наутилус» - и научная лаборатория, и оружие боя. К услугам Немо богатая библиотека м уникальный музей. Здесь все приспособлено для серьезных научных занятий. Но капитан Немо не может найти успокоения в глубинах океана, когда на земле творится столько зла. Поэтому он не прекращает мстить завоевателям и оказывать помощь народам, стремящимся сбросить цепи рабства.
В «Таинственном острове» сводятся воедино сюжетные линии двух первых романов. Робинзоны XIX века - инженер Сайрес Смит и его друзья вынуждены проделать как бы заново нее путь, пройденный человечеством: начав с добывания огня, изготовления лука и стрел, примитивных орудий труда и домашней утвари, потом уже с помощью первобытных инструментов они создают более сложное оборудование и приступают к большим работам. В отличие от своего предшественника Робинзона Крузо герои «Таинственного острова» не ограничиваются охотой, земледелием и скотоводством. Они строят мосты, проводят каналы, воздвигают плотины, осушают болота, добывают полезные ископаемые, плавят металлы, производят химические продукты и т. д. Одинокому Робинзону Жюль Верн противопоставляет дружный трудовой коллектив, группу людей, вооруженных научными знаниями и техническим опытом. Свободный труд свободных людей, живущих на свободной земле, творит чудеса. Здесь каждый трудится для себя и одновременно на благо всего Коллектива. Плоды совместного труда являются общим достоянием. Для каждого в отдельности и для всех вместе созидательный труд становится первейшей жизненной потребностью. Здесь не существует ни денег, ни частной собственности, ни присвоения чужого труда. Здесь все за одного, один за всех.
«Таинственный остров» - робинзонада нового типа, основанная на прославлении благих результатов свободного коллективного труда. В этом и заключается воспитательное значение «Таинственного острова», одного из лучших романов Жюля Верна. Увлекательный художественный вымысел тесно переплетается в его романах с реалистическими картинами бедственного положения порабощенных народов колониальных и зависимых стран, ужасами работорговли, невольничества негров в Америке. Во многих романах Жюль Верн с возмущением описывает зверства колонизаторов, творящих свои черные дела под флагом «приобщения» отсталых народов («Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан», «О пер против Юга» и др.). Прогрессивные социальные и политические мотивы неотделимы в романах Жюля Верна от их естественнонаучной тематики. Жюль Верн - поэт науки неразрывно связан с Жюлем Верном- горячим пропагандистом демократических и гуманистических идей, критиком милитаризма и преступной колониальной политики капиталистических государств.
Книги Жюля Верна всегда привлекали внимание передовых представителей русской общественности и научной мысли. Первый его роман «Пять недель на воздушном шаре» появился в русском переводе еще в 1864 году и вызвал положительную рецензию М. Е. Салтыкова-Щедрина в «Современнике». Много сделала для популярности Жюля Верна в России известная украинская писательница Марко Вовчок (М. А. Маркович), выпустившая в своем переводе пятнадцать его романов. Художественную и воспитательную ценность произведений Жюля Верна признавали такие писатели, как Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, А. М. Горький, В. Я. Брюсов. Д. И. Менделеев называл Жюля Верна «научным гением». Высоко оценивали его творчество и такие ученые, как К. Э. Циолковский, Н. Е. Жуковский, В. А. Обручев. О большой популярности французского писателя и уважении к его памяти свидетельствует и такой многозначительный факт: после того как советские ученые сфотографировали с помощью космической ракеты невидимую сторону Луны, одному из «потусторонних» лунных кратеров было присвоено имя Жюля Верна.