В «Пятнадцатилетнем капитане» Жюль Верн воскрешает страшные картины колониального разбоя английских и португальских завоевателей Африки, физического истребления негритянских племен белыми «цивилизаторами», несущими за собой в завоеванные области смерть и рабство. Самые яркие страницы этого романа посвящены обличению работорговли. Негодование Жюля Верна беспредельно. Он достигает публицистического пафоса,
«Работорговля! Все знают, что значит это страшное слово, которому не должно быть места в человеческом языке». «Неужели работорговля в Африке прекратится лишь тогда, когда будет уничтожена вся черная раса? Неужто африканским неграм уготована та же судьба, какая постигла австралийских туземцев?
Но рынки испанских и португальских колоний закроются когда-нибудь, их больше не будет, — цивилизованные народы не могут больше допускать работорговлю!»
Зловещие фигуры жестоких негодяев-работорговцев— португальцев Негоро и Коимбри, американца Гэрриса, араба Нбн-Хамиса, вероломного негра Аль-веца — отнюдь не являются плодом авторской фантазии. Известно, например, что работорговец Альвец существовал в действительности. Сведения об эгом изверге, который продавал в рабство своих же соплеменли-ков, Жюль Верн почерпнул, как он сам указывает, из книги английского путешественника Камерона «Через Африку». Несмотря на официальное запрещение работорговли. ее продолжали вести при попустительстве, а иногда и прямом содействии колониальной администрации. «Позорная торговля людьми, — пишет автор, — долгое время с большой выгодой производилась европейскими странами, владевшими колониями за океаном. Прошло уже много лет после запрещения работорговли. Однако она все еще ведется и притом в крупных размерах, — главным образом в Центральной Африке».
«Пятнадцатилетний капитан» появился в 1878 году, в период ожесточенного соперничества и борьбы европейских держав за господство в Африке. Насколько актуальны были эти описания опустошительных колониальных войн, можно судить уже по тому факту, что через несколько лет после опубликования «Пятнадцатилетнего капитана» раздел Африки был окончательно завершен и коренное население оказалось порабощенным на всей территории огромного материка.
Прошло свыше двадцати лет, и Жюлъ Верн проложил еще один маршрут в дебри экваториальной Африки («Деревня в воздухе»). Политическая карта «Черного материка» напоминала лоскутное одеяло, на котором резко выделялись даже не лоскуты, а большие клинья двух цветов: французские и английские владения. В это же время вышел на мировую арену и начал требовать своей доли американский капитализм. Не довольствуясь захваченными островами в бассейне Тихого океана,8 американские финансисты и генералы старались распространить сферу действий и на другие части света.
«Не сегодня-завтра федеральное правительство пожелает получить свою долю африканского пирога, — говорит один- из героев «Деревни в воздухе». — Есть Конго французское, затем бельгийское, немецкое, не говоря уже о независимом Конго, которое, впрочем, только того и ждет, как бы расстаться со своей независимостью! .. Нет, как хотите, а Штаты могли бы выкроить себе здесь прекрасную колонию!»
Решительно выступая против расового гнета и работорговли, Жюль Верн неоднократно затрагивает и вопрос о положении негров в Америке. Один из эпизодов гражданской войны в США, закончившейся победой северных штатов и отменой рабства негров, послужил темой для упоминавшегося уже романа «Север против Юга».
Но писатель хорошо знал, что юридическая отмена рабства не принесла неграм действительного освобождения. В романе «Школа Робинзонов» (1882) он сообщает, каким жестоким притеснениям подвергались в США и после гражданской войны не только негры, но и другие национальные меньшинства, особенно китайцы, почти задаром продававшие свой труд предпринимателям.
«Вопреки американской конституции и пышным лозунгам свободы, — пишет Жюль Верн, — китайцев подчинили особым законам, относящимся к их иммиграции; эти законы не давали им права делаться гражданами страны из опасения, чтобы они не получили голоса в конгрессе. Вообще же к ним относились очень дурно, как к индейцам и неграм, и называли их не иначе как зачумленными».
Американские предприниматели эксплуатировали иммигрантское население Китая. Английская буржуазия подрывала экономику Китая и закабаляла его изнутри. Одним из главных орудии колониальной политики в странах Азии был опиум. Этот ядовитый наркотик приносил англичанам баснословные барыши. С горьким сарказмом Жюль Верн рассказывает, как лицемерные «благодетели» использовали пагубное зелье для укрепления своих позиций в Китае («Вокруг света в восемьдесят дней», «Треволнения одного китайца в Китае»),
Жюль Верн высмеивает при каждом удобном случае великодержавный гонор британских милитаристов, но, пожалуй, нигде это не сделано так остроумно и язвительно, как в фантастическом романе «Гектор Серва-дак», где упрямые британские офицеры, не пожелавшие присоединиться к разноплеменной трудовой колонии Гектора Сервадака, навсегда уносятся в мировое пространство на отделившемся куске сфероида.
Порабощение «цветных» народов «белыми» колонизаторами— такова важнейшая социальная тема «Необыкновенных путешествий»-. Эта тема звучит во многих романах Жюля Верна на всем протяжении его творчества, непрерывно обогащаясь новыми потрясающими фактами.
Соединенные Штаты Америки с их богатейшими природными ресурсами и трудолюбивым энергичным народом’представлялись Жюлю Верну страной неограниченных возможностей и больших перспектив. Писатель всегда восхищался промышленной инициативой и упорством американцев, их успехами в области индустриализации, научно-техническим прогрессом молодой республики.
Американцами являются положительные герои таких романов, как «С Земли на Луну», «Таинственный остров», «Пятнадцатилетний капитан», «Миссис Брэникен» и другие. Большинство положительных героев-американцев— участники аболиционистского движения и войны против рабства негров.