Вольтер (псевдоним; настоящее имя Мари Франсуа Аруэ, 1694—1778) — один из вождей просветителей, поэт, драматург, прозаик, автор философских, исторических, публицистических сочинений, сделавших его властителем дум нескольких поколений европейцев. Собрание сочинений Вольтера, вышедшее в 1784—1789 гг., заняло 70 томов.

Начало жизненного и творческого пути. Вольтер родился в Париже в семье нотариуса. Он получил образование в иезуитском коллеже Людовика Великого («В школе я знал только латынь и глупости», — позже отмечал он), после чего, по настоянию отца, изучал юриспруденцию. Желание быть писателем приводит Вольтера в кружок аристократов-либертенов (вольнодумцев), где он читает свои стихи легкого, эпикурейского содержания и остроум ные, иногда злые эпиграммы. За одну из них, в которой он называет регента Франции Филиппа Орлеанского «кровосмесителем; и «отравителем», Вольтер попадает на год в Бастилию (1717-1718), где пишет трагедию «Эдип» и начинает работать над эпической поэмой «Генриада» (ок. 1728).

Блестящая карьера Вольтера как драматурга и поэта была прервана в 1726 г., когда после ссоры с аристократом де Роганом он снова попал на 5 месяцев в Бастилию, а затем вынужден был до 1729 г. жить в Англии. Там он познакомился с творчеством Шекспира и Мильтона, с английской философией и наукой (Бэкон, Локк, Ньютон), стал сторонником конституционной монархии английского образца и деизма39. Под влиянием деизма Вольтер стал противником религиозного фанатизма, католической церкви («Раздавите гадину!»— его знаменитый афоризм о церкви), но не атеистом («Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать», — утверждал он).

Драматургия Вольтера. После представления на сцене «Эдипа» в 1718 г. Вольтер становится знаменитым, ему пророчат лавры Корнеля и Расина. Миф об Эдипе, впервые в драматургической форме разработанный Эсхилом (из его тетралогии дошла трагедия «Семеро против Фив»), нашедший высшее воплощение в тетралогии Софокла (дошли «Эдип-царь» и «Эдип в Колоне»), в дальнейшем переработанный в трагедии Сенеки «Эдип», был знаком Вольтеру прежде всего в интерпретации П. Корнеля, чья трагедия «Эдип» была представлена в 1659 г.

Корнель усложнил античный сюжет, введя любовную линию Тезея и Дирсеи, дочери Лая, которую Эдип хочет выдать за Гемона. Вольтер решил возродить античную простоту и ясность сюжета, хотя и не отказался от введения любовной линии (любовь Филоклета к Иокасте). Однако возвращение к античным истокам не мешает разглядеть в «Эдипе» Вольтера трагедию периода зарождения Просвещения. Из трагедии ушла тема рока, жрец-предсказатель Тирезий оказывается ловким обманщиком. Вольтер переносит акцент на моральную проблематику. Эдип выступает как просвещенный монарх, утверждающий: «Умереть за свой народ — это долг королей!» Убийство, совершенное им, — трагическая ошибка по неведению.

За 60 лет драматургической деятельности Вольтер написал 54 пьесы: 30 трагедий (в том числе «Брут», 1730; «Смерть Цезаря», 1731; «Заира», 1732; «Альзира», 1736; «Фанатизм, или пророк Магомет», 1741; «Меропа», 1743; «Ирена», 1778), 12 комедий, 2 драмы в прозе, несколько оперных либретто и либретто комических опер и дивертисментов.

Английская сцена оказала значительное воздействие на творчество Вольтера во время его пребывания в Англии в 1726—1729 гг.

Деизм — религиозно-философское учение, допускающее существование Бога только как первопричины мира и отрицающее существование Бога как личности и его вмешательство в жизнь природы и общества, а значит, отрицающее чудеса, откровение и т. д.

Он был первым, кто утвердил имя Шекспира в сознании французов. Не без влияния Шекспира создана трагедия Вольтера «Аделаида Дюгеклен» (1734), в которой изображались «готические» нравы и рыцарские идеалы Позднего Средневековья. Эта трагедия Вольтера положила начало новому жанру французской драматургии — исторической трагедии — и одновременно особому течению в рамках просветительского классицизма. Это течение, поначалу очень скромное, развивалось в двух направлениях: поиски новых форм при сохранении свойственной классицистам концепции мира и человека и раскрытие нового, созвучного предромантизму, содержания в типично классицистических формах.

Среди новаторских идей Вольтера 1730-х гг. (от некоторых из них он позже отказался) особую известность приобрела изложенная в предисловии к комедии «Блудный сын» (пост. 1736, изд. 1738) мысль о правомерности смешения жанров. Именно по этому поводу Вольтер бросил крылатую фразу: «Все жанры хороши, кроме скучного».

В дальнейшем Вольтер отойдет от того течения, в котором классицистическая основа подвергалась воздействию предромантических идей, хотя и позже в строгие контуры его трагедий проникали чуждые классицизму элементы. Так, в «Семирамиде» (1748) появилась тень убитого царя Нина. Широко использует Вольтер экзотическую обстановку действия (Перу в «Альзире», Мекка в «Магомете», Пекин в «Китайском сироте»). Высшим выражением предромантических тенденций было создание Вольтером трагедии «Танкред» (1760— 1761), содержащей в себе черты зрелищно-действенной драмы. Изучение драматургии Вольтера показывает, что крупнейший классицист XVIII в. тысячами нитей был связан с зарождавшимся романтизмом.

Похожие сочинения

  1. Философские произведения Вольтера
    Сравнительно поздно Вольтер обращается к философской повести. Первые его произведения в этом жанре («Видение Бабука», «Мемнон», «Путешествие Сакраментадо», «Задиг, или Судьба») написаны в какой-то степени случайно. В 1747—1748 гг. Вольтер после разрыва...смотреть целиком
  2. Поэтическое наследство Вольтера
    Вольтер прежде всего блестящий мастер так называемой легкой поэзии. Он автор бесчисленных стихотворений, подсказанных мимолетным любовным увлечением, приятным разговором, желанием польстить великосветской красавице или, напротив, уязвить незадачливого...смотреть целиком
  3. Франсуа-Мари Аруэ Вольтер
    Родился он в Париже, его, предки были буржуа. Дед его был купцом, торговал сукном, а отец его получил юридическое образование и купил должность нотариуса (должность переходила по наследству). Вскоре он женился на дочери судейского чиновника. Франсуа-Мари...смотреть целиком