Имя Владимира Высоцкого знакомо каждому русскому человеку. К его твор­честву можно относиться по-разному: можно любить и ненавидеть, призна­вать и не признавать. Но к нему нельзя быть равнодушным. Ведь все его пес­ни-стихи написаны от сердца. Не слу­чайно, наверное, было выбрано назва­ние его первого сборника — «Нерв». Владимир Высоцкий — это феномен 70-х годов XX века. Один из критиков сказал, что наступит время, и мы будем изучать эпоху 70-х годов по творчеству В. Высоцкого.

Необычно для поэта начинал В. Высоц­кий свое творчество. Его первыми про­изведениями были пародии на так назы­ваемый блатной фольклор. Но те, кто знает только эти стихи и песни Высоцко­го, не знают о Высоцком ничего.

Позже, когда появился опыт в поэзии, в его творчество вошли серьезные темы: любовь, прошедшая война, отношения между людьми и другие. Кажется, что перед нами разные поэты, настолько разнообразен Высоцкий. Иногда это нежно влюбленный мужчина:

Я дышу, — и, значит, я люблю!

Я люблю, — и, значит, я живу!

Его лирические стихи навеяны огром­ной любовью к Марине Влади. Это была странная любовь, месяцами они не ви­делись, общаясь лишь по телефону, но эту любовь Высоцкий пронес через всю жизнь.

Иногда поэт преображался в бывалого фронтовика, прошедшего всю войну:

Наконец-то нам дали приказ наступать,

Отбирать наши пяди и крохи.

Но мы помним, как солнце отправилось вспять

И едва не зашло на востоке.

Многие воевавшие люди принимали Высоцкого за фронтовика, писали ему письма, в которых спрашивали, не их ли он однополчанин. Высоцкого очень тро­гали эти письма, и он часто говорил: «Лучше получать письма, где тебя при­нимают за своего однополчанина, чем письма, где тебя считают товарищем по камере». Поэт считал, что пусть война давно кончилась, но в памяти народа должна остаться вечная память о по­гибших в боях за Отечество:

Здесь раньше вставала земля на дыбы,

А нынче гранитные плиты.

Здесь нет ни одной персональной судьбы,

Все судьбы в единую слиты.

У братских могил нет заплаканных вдов,

Сюда ходят люди покрепче.



На братских могилах не ставят крестов,

Но разве от этого легче?..

Значительное место в поэзии Высоц­кого занимает сатира. Поэт высмеивает различные пороки общества: пьянство, бескультурье, хамство, сплетни:

Ходят сплетни, что не будет больше слухов,

И ходят слухи, будто сплетни запретят...

Ни для кого не секрет, что он был бо­лен алкоголизмом, принимал наркоти­ки. Но никогда не жаловался на свою судьбу. Были моменты, когда поэт был близок к самоубийству:

Даже от песен стал уставать,

Лечь бы на дно, как подводная лодка,

Чтоб не могли запеленговать...

Много было у Высоцкого друзей. Были среди них настоящие, но были и «одно­дневки», случайные собутыльники, и те, кто после его смерти стали сами себя называть «друзьями Володи». Вот эти-то «друзья» и не давали ему печататься в годы опалы. А настоящим своим друзь­ям он посвящал стихи:

Он не выше ни званьем, ни ростом,

Не за славу, не за плату.

А на свой необычный манер

Он по жизни шагал над помостом

По канату, натянутому, как нерв!

Это стихотворение посвящено кло­уну Леониду Енгибарову, умершему на арене.

Несколько стихотворений Высоцкий посвятил сталинским лагерям, точнее, обитателям этих лагерей. Однажды ему рассказали историю удачного побега: трое мужчин вырвались из лагеря. В долгих исканиях по тайге они голодали, дичь попадалась редко. И старик, чувст­вуя близкий конец, заставляет двух мо­лодых людей поклясться, что когда он умрет, они разрежут его на куски и съе­дят его мясо, чтобы выжить и рассказать людям правду. Вместе с ними свидете­лем выступает и поэт.

Вот уже более двадцати лет, как нет с нами Владимира Высоцкого, но он жив в наших душах, в наших умах. Высоцкий пел под гитару, но считал себя поэтом. Он и был поэт.